Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

История, которой можно и должно гордиться

Историческое эссе

Комсомольцы-добровольцы,
Мы сильны нашей верною дружбой.
Сквозь огонь мы пройдем если нужно,
Открывать молодые пути!
Комсомольцы-добровольцы,
Надо верить, любить беззаветно.
Видеть солнце порой предрассветной
Только так можно счастье найти!
Эти проникновенные слова, вынесенные в эпиграф эссе, популярной
песни 70-х годов из замечательного фильма «Добровольцы», очень точно и
емко характеризуют смысл и предназначение, душевные порывы и чувства
девушек и юношей самой массовой молодежной организации ХХ в., суще-
ствовавшей в советское время.
Сегодняшний день не похож на день вчерашний, но это вовсе не означает,
что нужно забыть прошлое. Мы не манкурты и не ностальгирующие хлюпи-
ки. Мы — благодарные современники и потомки созидающей дерзновенности
молодежи 20-80-х гг. ХХ века.Комсомол создавался в суровое время, которое пророчески увековечил
в названии своего романа Сакен Сейфуллин «Тар жол, тай.а. кешу». Путь
был, действительно, трудным, а переход — тяжелым. В Советской России и
Казахстане полыхала гражданская война, когда на первом съезде рабочей и
крестьянской молодежи 29 октября – 4 ноября 1918 г. было провозглашено
создание коммунистического союза молодежи. Первые ячейки комсомоль-
цев в Казахстане появились в 1918-1920 гг. в городах: Верном (Алматы),
Уральске, Перовске (Аральске), Актюбинске, Петропавловске, Аулие-Ате
(Таразе), Семипалатинске, Усть-Каменогорске и Урде. Комсомольцы граж-
данской войны с честью и достоинством сражались с теми, кто защищал идею
«единой и неделимой тюрьмы народов» царской империи. В частях Красной
Армии и партизанских отрядах они громили банды белоказачьих атаманов
Толстова, Дутова и Анненкова, боролись с колчаковщиной. Сегодня стало
модным говорить о «красном терроре» и благородстве «белого дела», рассу-
ждать об утраченных возможностях демократического развития. Но при этом
почему-то забывается, что антисоветское демократическое движение выро-
дилось в открытую диктатуру шовинистическо-монархических кругов бело-
го офицерства и генералитета, фактически уничтоживших последние ростки
российской демократии на подвластных им территориях. Недаром многие из
либеральных демократов перешли на сторону советской власти, как это слу-
чилось, к примеру, с участниками движения «Алаш» в 1919 году. Они не зна-
ли, что с ними случится в 30-е годы. Легко быть всезнайкой и умничать «за-
дним числом» сейчас по известным итогам исторического процесса. Тогда
же была жестокая, кровавая схватка между прошлым и будущим, которое
было полно светлой мечтой о свободе, всенародного счастья и революцион-
ного энтузиазма. А перед глазами был сожженный в пароходной топке Яков
Ушанов, тысячи погибших в колчаковских вагонах смерти, и среди них — ли-
дер партии «Уш-Жуз» Кольбай Тогусов, подло убитые Амангельды Иманов
и его аскеры, восемьсот расстрелянных из партизанского отряда Тарана, ты-
сячи в куски изрубленных мирных жителей сел Мариновское и Шемонаиха,
104 повешенных советских работников Петропавловска вдоль железнодо-
рожной линии до Омска. И несть числа этим жертвам белого террора. Самые
жестокие из войн – это гражданские войны, когда члены одной семьи могут
быть по разные линии фронта. Не щадили «белых» и «красные». Но лозунг
«Если враг не сдается – его уничтожают», не выдумка Максима Горького, как
сейчас пишут. Это была жестокая реальность того времени, кредо обеих сто-
рон. Свыше трех тысяч комсомольцев сражались на фронтах гражданской
войны в Казахстане.
После войны началось восстановление народного хозяйства, борьба с го-
лодом и детской беспризорностью, ликвидация безграмотности. В этот же
период оформляется республиканская комсомольская организация. 9 июня
1920 г. было создано Казахское бюро ЦК РКСМ, которое поочередно воз-
главляли Сергей Далин, Николай Блудау, Смагул Садвакасов. В июле 1921
г. состоялась Всеказахстанская конференция РКСМ, избравшая руководя-
щие органы республиканской комсомольской организации, тогда же завер-
шилось создание комсомольских организаций во всех губерниях, уездах и
городах Казахстана и широкой сети комсомольских ячеек в аулах и селах,
на предприятиях и в учреждениях. Зачинателями и организаторами массово-
го комсомольского движения в Казахстане выступили Серикгали Джакупов,
Гани Муратбаев, Мирасбек Тулепов, Федор Рузаев, Кайсар Таштитов, Алма
Уразбаева, Ибат Игенов, Николай Алексеев, Садык Нурпеисов и другие актив-
ные представители казахстанской молодежи. Главной заботой комсомольцев
в 20-е годы стала ликвидация безграмотности населения. Создавались шко-
лы и курсы по обучению грамоте молодежи и взрослых, «красные юрты» и
«избы читальни», открывались клубы и библиотеки, велась профессиональ-
ная подготовка кадров рабочих в ФЗО и ПТУ. Особое внимание комсомол
Казахстана оказывал беспризорным детям. По всей республике были откры-
ты дома приюта для беспризорников, строились детские дома. Комсомольцы
стали инициаторами формирования первых пионерских отрядов и развития
пионерского движения. Тысячи комсомольцев работали пионервожатыми и
воспитателями в детских домах. Комсомол активно содействовал восстанов-
лению народного хозяйства.
Во второй половине 20–30-х гг. Казахстан превратился в гигантскую
стройку. Комсомольцы активно участвовали в создании Балхашского и
Карсакпайского медеплавильных и Чимкентского свинцового заводов,
Лениногорского полиметаллического и Актюбинского химического комби-
натов, угольных шахт Караганды и Ленгера, нефтяных промыслов Эмбы,
Семипалатинского мясокомбината. Казахстан был прорезан сетью железных
дорог, развивался речной транспорт и авиавоздушное сообщение, построены
десятки предприятий перерабатывающей промышленности. Тогда были за-
ложены основы станового хребта индустриального развития Казахстана, на
котором он держится и поныне. Тысячи комсомольцев республики участво-
вали в этой созидательной работе, среди них было немало ударников и ста-
хановцев, передовиков производства. Этот период насыщен и культурными
преобразованиями – первые вузы, техникумы и училища были заполнены ка-
захстанской молодежью. Были подготовлены десятки тысяч молодых специ-
алистов, составивших затем гордость и славу науки и культуры Казахстана,
государственного и политического руководства республики, интеллигенции
массовых профессий – инженеров, учителей и врачей. Из числа наиболее
известных людей, вышедших из комсомольской среды 20-30-х гг. можно на-
звать Динмухамеда Ахмедовича Кунаева, свыше четверти века руководив-
шего республикой. Не менее известно и имя Каныша Имантаевича Сатпаева,
лауреата Ленинской и Государственной премий, в двадцатилетнем возрасте
вступившего в комсомол, а затем внесшего выдающийся вклад в развитие
геологической науки и практики Казахстана.
Героика трудовых дел в 20-30-е годы тесно переплеталась и с трагически-
ми страницами истории этого периода: насильственной коллективизацией,
голодом и репрессиями. Это пришлось пережить комсомолу и комсомольцам
Казахстана. Существует масса книг, авторы которых по-разному объясняют
случившееся, но общим лейтмотивом служит рефрен о злой воле Сталина,
его ближайшего окружения и, в целом, партии большевиков, устроившим
жестокий эксперимент над народом. Значительная часть правды в этом есть,
но так ли все просто? Субъективные факторы налицо, но имеются и объ-
ективные причины – требование ускорения экономических и социальных
процессов в стране, борьбы с политическими противниками. В один тугой
узел переплелись политика и идеи, теория и практика. Видимо, прав средне-
вековый мыслитель Энтони де Мело, писавший в одном из своих трактатов:
«Внутри нас твердые убеждения и несокрушимые иллюзии. Именно они со
всего маху разбивают действительность, именно они причиняют нам столько
боли и страданий». Революционное нетерпение и нетерпимость, желание и
возможности, готовность или неготовность общества воспринять идеи элиты
и неспособность последней правильно выстроить в политике взаимоотноше-
ния с обществом. Причин много. Но понять – это не значит оправдать то, что
случилось. Миллионы жизней были положены на алтарь создания могучего
государства в расчете на то, что потомки простят или забудут, какой ценой
все это было достигнуто. Но потомки не забыли и не прощают злодеяний,
под какими бы лозунгами они не совершались даже во имя светлого будуще-
го. Тысячи и тысячи комсомольцев погибли во время голода и репрессий. Но
у того поколения, у тех людей мечта не умерла. «Гвозди бы делать из этих
людей, — как сказал поэт, — не было б в мире крепче гвоздей». И вскоре под-
линные, а не мнимые враги убедились в этом воочию.
Грянула Великая Отечественная война. Защищать свою Родину встали 1
200 000 казахстанцев, почти полмиллиона погибли в боях. 240 тысяч комсо-
мольцев добровольцами ушли в армию. Комсомольцы Казахстана сражались
на всех фронтах, участвовали в защите Ленинграда, Москвы и Сталинграда,
брали Кенигсберг, Вену и Берлин. Комсомольцами были Герои Советского
Союза Алия Молдагулова, и Маншук Маметова, 28 гвардейцев панфи-
ловцев, и дважды Герои летчики – Талгат Бегельдинов, Сергей Луганский,
Леонид Беда, Иван Павлов. 503 казахстанца за годы войны были удостоены
почетного звания Героя Советского Союза, из них 94 процента являлись вос-
питанниками комсомола. Комсомольцы самоотверженно трудились в тылу,
превращали Казахстан в арсенал фронта. Ими сверх планов были добыты
десятки тысяч тонн руды, нефти и угля, выплавлены сотни тонн меди и свин-
ца, пошито огромное количество комплектов военного обмундирования, со-
брано на нужды фронта почти 36 млн. рублей, на которые строились танко-
вые колонны и авиационные эскадрильи. В освобожденных районах труди-
лись тысячи комсомольцев Казахстана. Так, на восстановлении Сталинграда
работало 900 казахстанских комсомольцев. Комсомольцы помогали постра-
давшим областям, районам и городам, чем могли. Для сельских районов
Орловской области они собрали и отправили 13 тыс. голов скота из личного
пользования и 165 тыс. пудов зерна.
Восстановление народного хозяйства стало новым этапом в истории
комсомола Казахстана. Среди великих свершений послевоенного времени
было героическое освоение целинных и залежных земель. Комсомольская
организация республики в 50-60-ые годы выросла более чем в четыре раза.
Она по-братски приняла в свои ряды десятки тысяч юношей и девушек со
всей страны, приезжавших в Казахстан поднимать целину. Комсомольцы
участвовали в создании более чем двух тысяч совхозов, ими были распаха-
ны и засеяны миллионы гектаров плодородных земель. За 25 лет с начала
освоения целины (1954-1978 гг.) было произведено более 466 млн. тонн зер-
на. В эти же годы в Казахстане был сформирован мощный промышленный
народно-хозяйственный комплекс, построены такие индустриальные гиган-
ты как Казахстанская Магнитка в г. Темиртау, Павлодарские алюминиевый
и тракторный заводы, заводы машиностроения в Караганде, Целинограде
(Астана), Петропавловске, Актюбинске, Уральске. Создана солидная энер-
гетическая база, возведены новые электростанции. Рос научно-культурный
потенциал: открывались новые вузы и техникумы, театры, наука получила
хорошее материально-техническое оснащение. Казахстан 60-80-х годов ХХ
века являл собой образец динамично развивающегося общества с высоким
уровнем всех социально-экономических показателей. Неоценима роль в этих
преобразованиях казахстанской молодежи и ее сплачивающегося ядра – ком-
сомола. Можно назвать тысячи имен молодых энтузиастов-созидателей.
В плодотворной работе казахстанского комсомола немаловажную роль
сыграли его руководящие органы – Центральный Комитет ЛКСМ Казахстана,
областные, городские и районные комитеты. Вожаками комсомола в 50-80-ые
годы были: Николай Дыхнов, Сагындык Кенжебаев, Узбекали Джанибеков,
Закаш Камалиденов, Куаныш Султанов, Имангали Тасмагамбетов и многие
другие руководители республиканской, областных, городских и районных
комсомольских организаций. Из республиканской комсомольской органи-
зации вышли выдающиеся деятели современности, такие как Президент
Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, который в 1969–1971 гг. воз-
главлял Темиртаускую городскую комсомольскую организацию.
Комсомольцы активно участвовали в создании экономической основы
современного Казахстана. Наряду с этим комсомол выполнял и другую важ-
нейшую функцию – воспитание молодежи. Девушки и юноши вступали в
комсомол в 14-летнем возрасте, а затем еще на протяжении десяти лет были
связаны с его деятельностью. Это важный этап в жизни любого человека,
когда закладываются основы знаний, молодой человек выбирает свой жиз-
ненный путь, формируется его мировоззрение, юное создание учится жить
в коллективе, уважать своих товарищей, вырабатывает у себя морально-
этические и нравственные принципы поведения, формируется характер.
Через несколько лет именно от этих людей будут зависеть судьба страны.
В советское время эти задачи в основном возлагались на комсомол,
и нужно сказать, что в целом он справлялся с порученным делом. Он за-
давал вектор развития и устанавливал жизненное кредо гражданина своей
страны и своего народа. Была разработана и эффективно действовала целая
система воспитания молодежи. Хотя иногда и присутствовали элементы
начетничества и даже ханжества, но никого ничему худому не учили и не
предлагали следовать дурным примерам, противоречившим общепринятым
нормам морали и этики. Воспитывали патриотов и интернационалистов, с
высоким уровнем национальной и социальной интенсификации, в услови-
ях уважительного, доброго отношения к другим людям, народам и странам.
Основным лейтмотивом всей воспитательной работы был тезис, что челове-
ка красит труд. Комсомол не был догматически настроенной организацией,
в нем всегда царил дух творчества и новаторства. Неслучайно именно из его
рядов вырастала элита общества на всех уровнях производственной, соци-
альной, государственной и политической жизни.
Представленные в книге биографии бывших комсомольцев — яркое тому
подтверждение.
В. Осипов,
комсомолец 50-х,
профессор истории