Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

КАК ЖИВЕШЬ, ГРУППА?

Навстречу столетию комсомола Казахстана. По страницам газеты «Ленинская смена».

КАК ЖИВЕШЬ, ГРУППА?

11 января 1977 г.

Известно, что успех работы первичной организации во многом определяется положением в комсомольских группах. Вот почему мы взяли темой сегодняшнего разговора группу. Что значит – хорошая группа? Что объединяет группу? Как  суметь комсомольскому секретарю «достучаться» до каждой группы?

Ответы на эти вопросы пытаются найти за «круглым столом» комсомольский секретарь Раиса Иванова (Ленгерское иедцинское училище Чимкентской области),  Кауат Хамзина (Павлодарское педагогическое училище), Александр Рязанов (Щучинский политехникум Кокчетавской области).

Корр. В первые годы учебы членов группы можно, наверное, сравнить с пассажирами поезда. Волей случая оказались они в одной группе, в одном «вагоне». Как сделать, чтобы случайные пассажиры превратились из попутчиков в коллектив?

Чтобы ответить на этот вопрос, попробуем сначала разобраться, что значит – хорошая группа?

К.Хамзина. В хорошей группе важную роль играет голос коллектива. У нас в училище такая группа – 4 «А» трудового отделения. Здесь есть ребята и сильные в учебе, и послабее. Кое-кто мог бы позволить себе расслабиться – не выучить урок, «увильнуть» с общественного мероприятия, но не может позволить себе этого сделать, так как дорожит мнением группы. Эта группа не только аккуратно выполняет все задания комитета комсомола, но и предлагает собственные идеи. Взяли шефство над первокурсниками, творчески, с огоньком работают в «Комсомольском прожекторе».

А.Рязанов. А по-моему, группа должна не просто выполнять задание, а знать, для чего проводится то или иное мероприятие. Чем сознательнее работает группа, тем больше у нее общественно-значимых дел.

Корр. Вывод: в лучших студенческих группах сильно развит дух коллективизма, группы эти активно работают не только на «внутренней орбите», то есть внутри себя, но и выходят на «внешнюю» — на уровень техникума, даже города. Четко представляют свою цель. Я не говорю  о том, что лучшая группа хорошо учится – это вытекает из всего сказанного. Но ведь уровня лучшей группы надо еще достигнуть?

К.Хамзина. Лучше всего сплачивает конкретное общее дело. Комитет комсомола на первых порах рекомендует проводить  в коллективе как можно больше различных мероприятий.

А.Рязанов. И не просто всем вместе пойти на один фильм, а после похода обязательно этот фильм обсудить.

Р.Иванова. Действительно, группу сближает коллективное дело, И чем более оно значительно, тем лучше. Все, наверное, не раз замечали, какой дружной приезжает группа  первокурсников с «картошки». Но иногда так бывает: приедут с сельхозработ все дружные, кажется, все в порядке, ребят – водой не разольешь, а через некоторое время коллектива как не было. Группа случайных людей , объединенных общими стенами. Здесь, наверное, виноват и комитет. Не углядели. Не сумели молодой коллектив выпестовать, подобрать ему дело.

К.Хамзина. По-моему, этого мало – надо подобрать дело. Надо еще научить, как с ним справиться. Еще важно – дело интересно подать. Помните, как в школе младшие классы увлеченно выполняют разные задания. Конечно, не в такой детской форме, но заинтересовать надо. Тем более, что училище, техникум – средние специальные заведения – как бы промежуточные инстанции между школой и вузом. Вроде бы уже не школьники, но еще и не студенты. Работать с ними приходится по-особому – какие-то формы применять школьные, какие-то студенческие.

А.Рязанов. Заинтересовать —  это хорошо объяснить важность дела. Помню, мы решили провести субботник в честь 25 съезда партии. Работа предстояла нелегкая – участие в реконструкции локомотивного депо. Субботник готовили очень тщательно- в каждой группе провели открытое комсомольское собрание, заранее познакомили всех ребят с будущей работой.

К.Хамзина. Когда духовой оркестр нашего училища участвовал в смотре, о ходе мы ежедневно оповещали всех ребят училища. «Оркестранты» знали: все училище за них болеет. Это их подстегивало, заставляло стараться из всех  сил. Мне кажется, что благодаря такой общей поддержке оркестр и стал лауреатом республиканского смотра.

Корр. Согласна, группе нужно дело, группу нужно учить. Но ведь беда многих комитетов заключается в том, что они до группы просто-напросто не могут дойти, «достучаться». Иногда слышишь от членов комитета комсомола: групп много, а нас мало. Расскажите о ваших методах работы с комсомольцами.

Р.Иванова. Самая традиционная форма работы – с комсоргами групп. Особенно много времени мы уделяем комсоргам-новичкам. Объясняем им, как составить план работы, как провести то или иное мероприятие…

А.Рязанов. Вот-вот. И куда реже – как работать с группой, как разобраться в психологии ребят. Очень часто мы, секретари, внимательно вглядываемся  в отстающие группы, а до «золотой середины», как говорят, руки не доходят.

Р.Иванова. Мы практикуем показательные комсомольские собрания. Недавно провели собрание в одной из групп «Твой комсомольский билет» — как бы практическое занятие нашей школы комсомольского актива. Комсорги пишут рефераты из опыта своей работы – почитать их может любой желающий.

А.Рязанов. Важно и личное общение секретаря с группами. Я сам стараюсь знать в лицо примерно человек двести. Это мне помогает увидеть ребят, почувствовать их настроение. Тогда я не только могу группе «спустить директиву», но и что-то ей подсказать. Пришел к выводу, что нужны социологические исследования. С помощью продуманно составленных анкет можно выяснить лица многих коллективов. Вообще нужно стараться проникать в группу всевозможными путями – только сбором комсоргов здесь не обойтись. И чем более гибкой будет наша система работы, чем больше мы будем вникать в проблемы, тем лучше станут результаты всей комсомольской работы.

Корр. Итак, тронулся  путь поезд – группа. Очень хочется нашим студентам стать не попутчиками, а настоящими друзьями, настоящим коллективом. Прожить свои студенческие годы полнокровно, с самоотдачей, с пользой. Многое здесь зависит от усилий самих ребят, — от их  целенаправленности, от того, сумеют ли они найти себе настоящих вожаков. Но обязательно должен помочь группе  в ее становлении комитет комсомола. За текучкой неотложных дел, за организацией крупных мероприятий, товарищи секретари комитетов, не забывайте – поезд в пути!

Беседу вела Л.Мананникова.