Меню
Категории
БЫТЬ БОЙЦОМ
08.01.2021 100 лет комсомолу Казахстана

Навстречу столетию комсомола Казахстана

По страницам газеты «Ленинская смена».

16 февраля 1982 г.

На трибуну комсомольского съезда

Как повысить эффективность занятий комсомольской политической учебы, сделать так, чтобы каждый из молодых людей был их активным участником? Чем становятся теоретические знания для тружеников пятилетки? Какова роль политучебы в формировании их активной жизненной позиции?  Над этими вопросами размышляли комсомольские пропагандисты Целинограда, собравшись за «круглым столом «Ленинской смены».

«ЛС»:

— Успех политической учебы во многом определяется мастерством пропагандистов. Каждый пропагандист по природе организатор, но качество это, конечно, приходит со временем. Сколько этого времени требуется? Что это значит – опытный пропагандист?

Н.П.Изотова, консультант Дома политпросвещения при Целиноградском обкоме партии:

— Не со временем, я бы сказала, а в процессе упорного труда над собой. Я часто бываю на занятиях, которые ведут  комсомольские пропагандисты – инженеры, агрономы, учителя. Пожалуй, занятия учителя всегда отличаются особенной четкостью темы, ясно поставленной педагогической целью. Например, школа учительницы Елизаветы Александровны Коркуновой в совхозе «Вишневский». Яркие примеры, высокая активность слушателей. Я бы сформулировала это так: не только учитель, как правило, — умелый пропагандист, но и пропагандист должен быть педагогом. Начинающих волнует вопрос: с чего начать занятие? Некоторые тратят время на долгую перекличку. Внимание слушателей рассеивается. Вернуть его становится трудно.

Б.Ж.Тамабаева, старший преподаватель кафедры политэкономии Целиноградского сельскохозяйственного института:

—  По-моему, главную роль играет глубокое знание темы самим пропагандистом. И плюс к этому – жизненный опыт. Политическая учеба – это коллективная деятельность, и усилия пропагандиста должны быть направлены прежде всего на организацию коллективной учебы. Успех каждого занятия должен быть именно общим. И я не согласна с вами, Нина Павловна, насчет переклички. Обязательно нужно людей, пришедших на занятия, знакомить друг с другом, ведь мы – будущий единый коллектив, всем вместе нам предстоит соединить теорию с жизнью.

В.А.Вольский, старший юрисконсульт завода «Реммелеомтроймаш»:

— И здесь мы выходим на очень важную тему: общение, контакт. Они ни в  коем случае не должны ограничиваться лишь аудиторными занятиями. Утром еду на завод в автобусе, иду ли по цехам — обязательно разговариваю с молодежью, спрашиваю: «Слышал последние известия утром? А вчерашнюю телевизионную передачу смотрел?»

Бывает и так, что пропагандист не может собрать слушателей уже  на второе занятие. Причина, мне кажется, в неумении жить интересам молодежи, в ненайденной двусторонней связи: преподаватель — аудитория. По себе знаю: она не налаживается сразу. Очень трудно «распознать» каждого из тех, с кем встречаешься несколько раз в месяц. Но это необходимо. Ведь теорию нужно соединить не только с жизнью коллектива, но и жизнью отдельной личности. Подкрепить свои мысли силой примеров, наиболее убедительных для того или иного слушателя.

Н.П.Изотова.:

— Я недавно взяла шефство над одной школой комсомольской политучебы. Начала с того, что записала в журнал анкетные данные каждой из моих слушательниц: замужем ли, где работает муж, сколько детей. Ведь давая задание на дом, надо учитывать, сможет ли ученик выполнить его успешно именно в таком объеме.

Л.В.Шпакова, старший инженер производственного отдела  швейной фабрики им. М.Маметовой.

— У меня слушатели – из пятого пошивочного цеха. Понимаю, чтобы достигнуть хороших контактов во время урока, мне нужно быть как можно ближе к девчатам. Вместе с ним работаю на субботниках. Многие работницы приехали из совхозов, для них организовали экскурсию по городу. Всем понравилось. Я за общение вне занятий.

«ЛС»:

— А как вы понимаете само занятие – урок это или общение? Скажем, пропагандист своих слушателей рассаживает не за столы, как в школе, а кружком, чтобы собравшиеся чувствовали себя «неучебно», раскованно…

Н.П.Изотова:

— Ну, с этим вариантом можно не согласиться. На мой взгляд, лучше проводить занятия именно в кабинетах, где есть технические средства обучения.

В.А.Вольский:

— Я думаю, что форма проведения занятия во многом зависит от темы. Моя очередная тема, например, о критике буржуазных учений. Здесь уместнее всего будет лекция. Но главное – не быть в плену форм, которые вчера могли быть хороши. А уже сегодня не отвечают времени. Не довольствоваться шаблоном, а искать новое, развивать удачные идеи.

Б.Ж.Тамабаева:

— Каждый хороший урок – это общение. Сейчас в наших высшх учебных заведениях только происходит становление комсомольской учебы. Некоторые преподаватели не готовы и работать, и приходить на занятия, нужно всеми силами постараться заинтересовать их. И, право. Не важно, кто как сидит. Главное, слушатели должны себя чувствовать на занятии, я бы сказала, вдохновенно. Должны мыслить, высказывать свою точку зрения по любому вопросу и не бояться, что она покажется наивной или ошибочной. Сформулируем так: урок – организованное, а не стихийное общение.

В.А.Вольский:

— Вероятно, следует рассматривать вопрос шире – о методах повышения активности слушателей. Каждый находит свои, и пропагандистам необходимо делиться опытом. Главное остается всегда – ничто не заменит живого общения людей, объединенных  общими интересами, вырабатывающих  общее мнение по важным вопросам: и теории, и производства, и быта. И очень хорошо, когда на занятии рождается дискуссия, ни в коем случае нельзя ее сдерживать, нужно только направлять ход. Ведь в спорах находят истину. Дискуссия – показатель активности.

Б.Ж.Тамабаева.

— Активность на занятиях, тем не менее, — не самоцель. Задача комсомольской политучебы мне видится в другом: воспитывать в слушателях умение не просто активно спорить, но и активно действовать. Чтобы спор не остался в стенах аудитории, не забылся, а стал предпосылкой к делу. На своем рабочем месте, в комсомольской организации. Воспитание активной позиции – одна из нелегких задач пропагандиста.

Л.В.Шпакова.

— Очень помогают в его работе средства массовой информации – газеты, радио, телевидение. На занятиях  мы обсуждаем интересные статьи из газет и журналов. У молодежи – широкий диапазон интересов, и об этом нельзя забывать.

Н.П.Изотова.

— В области мы уже решили такую важную проблему, как использование на занятиях технических средств. Ведь посмотреть диафильмы, слайды интересно, это подкрепляет, поддерживает рассказ. Каждый район по специальной разнарядке снабжается техническими средствами. Гораздо хуже обстоят дела с наглядными пособиями. Часто бывает, курс кончается, а наглядный материал только-только поступает. Многие пропагандисты сам выходят из положения: вместе со слушателями готовят диаграммы, графики, а если еще и сами их рассчитывают, то польза от такого дела очень большая.

Не так давно, должна вас порадовать, в Целинограде по методу Московского Дома политпроса введена новая форма работы.  Комплектуется «портфель пропагандиста». Пропагандист может получить для подготовки к занятию полный комплект нужной литературы. Добро пожаловать!

«ЛС»:

Хочется еще раз вернуться к важному вопросу. Слушатели приходят на занятия, с удовольствием обсуждают тему. Как же добиться, чтобы активность познавательная пере

Б.Ж.Тамабаева:

— Когда в печати вышел проект Основных направлений развития страны, слушатели обсуждали его не только на занятиях, но и на собраниях, митингах. Вносили конкретные предложения. Это уже не теория, это – причастность к делам страны.

В.А.Вольский:

— Острые проблемы, злоба дня не только не мешают теоретическому семинару, но и необходимы ему. Например, Оринбасар Жумабеков вместе со своей бригадой снял «фотографию» рабочего дня. Сколько минут или даже часов уходит впустую, почему? Результаты стали поводом для разговора на комсомольском собрании. Во время изучения темы «Охрана социалистической собственности» мы проводим рейды «Комсомольского прожектора».

К.Касенгалиев, секретарь комсомола.

— Замечательно, когда во время занятия рождается трудовой почин. Накануне 26 съезда КПСС члены комсомольско-молодежной бригады локомотивного депо, возглавляет которую  Владимир Голиков, слушатели школы «Основы экономических знаний» выступили с почином:  на сэкономленном топливе провести 26 эшелонов. Почин был поддержан молодыми железнодорожниками города.

Л.В.Шпакова:

— Трудовой почин, возникший на занятии, — дело хорошее, н желательно, чтобы он не появлялся случайно, чтобы к «взлету» пропагандист шел целенаправленно. Веду занятия в комсомольско-молодежной бригаде уже второй год и вижу, как стараются девушки учиться, как формируются их убеждения. В бригаде не осталось несоюзной молодежи, в комсомол вступили все. Ставилась задача вовлечь девушек в рационализаторскую работу – у швей Шарипы Алдажаровой и Гали Игнатовой свои серьезные рацпредложения.  Коллектив начал работать по почину «Не числом, а умением» — количество рабочих снизилось на 30 процентов, а производительность труда возросла. Хорошо, когда в начале двухгодичных  занятий коллектив намечает вершины, к которым он будет идти, а пропагандист – свою конечную цель. Всегда помню, что говорил Ленин о том, какие люди нам нужны. За которых можно ручаться, что они ни слова не скажут против совести, не побоятся «признаться ни  какой трудности».

Н.П.Изотова:

— На занятиях пропагандисты месте со своими слушателями в декабре проверяют обоснованность социалистических обязательств, и это – независимо от того, какой курс ведет пропагандист. Это – одна из важнейших сторон участия идейных наставников в движении «Пропагандист – пятилетке».

«ЛС»:
— Армия их пополняется. Многие из слушателей приходят в нее. Начинающих волнует вопрос: что это значит —  быть пропагандистом7 Думается, наш разговор в  какой-то степени дает на него ответ. А закончить его можно словами С.М.Кирова, известными каждому сегодняшнему пропагандисту; «Можно знать азбуку коммунизма, но если она у тебя не лежит в сердце,  ничего не выйдет, ты будешь псаломщиком коммунизма, а не бойцом».

Записала Л.Мананникова, соб.корр. «Ленинской смены».

Комментарии закрыты
*