Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

Пионерское лето

Как-то писатель  Чингиз Айтматов высказал такую мысль. Вожатый — осо­бый человек. Потому что несмотря на свою моло­дость он должен быть мудрым. Про­фессия к этому обязывает… Удивительно верно. Летом огромная армия людей — учителей, студентов вузов и техни­кумов, рабочих отправляется в пио­нерский лагерь, «Пионерская душа» может порой обнаружиться в людях, совсем далеких от педагогики. Они складывают в чемоданы потертые ковбойки, листы разноцветной бумаги, свистки, наборы значков    и других вроде бы не обязательных вещей и спешат в лагерь…

Как известно, глубоко ошибается тот, кто думает, что большую часть времени вожатый в лагере отдыхает вместе с детьми. Увы, любителей поваляться на травке ждет глубокое  разочарование. Нигде нет такой насыщенной жизни для педагога, такой круглосуточной отдачи сил, как в лагере. Весь день вожатый рядом с детьми, а после отбоя — планерка, составление плана на следующий день…

Знакомьтесь: вожатые десятого отряда «Дзержинца».  Ирина Явица учится в Иссыкском педагогическом  училище, Игорь Кацевман — в энергостроительном техникуме. Любят в десятом отряде ребята петь. Как только появится свободная минутка, усядутся они в кружочек и кто-нибудь обязательно предложит: «Давайте  споем «Огромное небо», или «Последний бой», или «Голубой вагон». Вожатые берут гитары… Ира считает, что вожатые в лагере обязательно  должны уметь петь. Поют вожатые — поет отряд, отвлекся вожатый — что-то и у пионеров стало не получаться. Ира учится на музыкальном отделении и мечтает научить  ребят хотя бы немного разбира­ться в музыке. Из репродуктора доносится мелодия, сразу вопрос: «Кто знает название?» Обязательно найдется в отряде мальчишка или девчонка, которые ответят. А потом Ира рассказывает о своем любимом композиторе Шумане, о Шопене, Бетховене… И вообще, делает она вывод, чем меньше повторяешься, чем больше знаешь интересного, тем интереснее ребятам.

Хорошо, когда вожатый в отряде не только добросовестно выполняет все распо­ряжения старших, организует мероприя­тия, но и несет в отряд что-то свое. Свою мысль, индивидуальность. Старшая пио­нервожатая лагеря Лилия Игнатьевна Мархинина рассказала, что в прошлом се­зоне в лагере в числе других работали два кружка английского языка и кружок «Юный математик». И несмотря на то, что кружки  как-будто не очень «летние», ре­бята в них занимались с удовольствием.

Замечательно, когда приходит человек в школу после лагеря не только отдохнув­шим, но и обнаруживает в себе такие спо­собности, о которых ни он сам. ни его одноклассники раньше и не подозревали. Скажем, оказывается, что он быстрее всех бегает, или неплохо выжигает, или хоро­шо танцует. А ведь такое часто случается. Объяснить такой факт можно. Если в шко­ле главное — учеба, уроки, то здесь, в ла­гере. основная нагрузка педагогов — вос­питательная работа. Лагерь учит плавать и играть в ручной мяч. выпиливать и стро­ить модели, показывать кукольные пред­ставления и узнавать голоса птиц. Над школьником в пионерском лагере не тя­готеет общепризнанное мнение: неактив­ный ты или там троечник. Каждый, если захочет, может доказать, что он ловкий, смелый, отличный организатор. Огромные возможности таятся для каждого юного человека в пионерском лагере…

«Дзержинец» — красивый, удоб­ный лагерь (в каждом корпусе есть даже телефон).  И кружков в лагере много. Но, в общем-то,  эти кружки зависят от состава вожатых сезона. Приехал, например, в лагерь Игорь Кацевман со своим двоюродным братом Вагифом Софиевым, — пожалуйста, заработал кружок «Серебряные струны». Пионеры в нем учат­ся играть на гитарах. Появилась студентка университета — увлеченный математик, — организуется матема­тический кружок. Но ведь есть такие кружки, для которых одного вожатского энтузиазма мало.  В «Дзержинце» не оказались предусмотрены сметой кружки «Юный техник>, фо­токружок, планерный. Во второй смене «Юный техник» все же, прав­да, работал. Руководил им Вячеслав Свечников, вожатый 12-го отряда. Но в конце концов Вячеслав от работы отказался: «Лобзик и напильник — очень мало. Не могу я из ничего сделать что-то». У лагеря нет своей библиотеки. Временный выход наш­ли — несколько раз в неделю стали приглашать выездную бригаду дет­ской библиотеки — сотрудники ее проводят беседы, раздают книги — на день. Но такого чтения ребятам, конечно, недостаточно.

Для того, чтобы ребенок раскрылся, чтобы он нашел именно гот кружок, кото­рый ему нужен., пошел именно на ту пло­щадку. где он покажет свои наивысшие спортивные результаты, ему нужна соот­ветствующая атмосфера. В лагерь обычно приезжают самые разные ребята, часто не знакомые друг с другом, и попадают они в отряды в общем-то по случайному при­знаку. Во время приема очередной смены — 16 отрядов по 40 и больше ребят в каж­дом, — здесь не до подбора подходящих характеров или поиска ребят с общими вкусами. Я заметила мальчика, который через пять минут после того как его записали в один отряд, пришел проситься в со­седний. потому что в том. в соседнем, он нашел друга,  это. поверьте, очень важ­но ему — оказаться в одном отряде с дру­гом. Мальчику отказали, и начальника ла­геря можно понять: переход осуществля­ется в исключительных  случаях — начни переводить всех желающих, до конца смены не сформируешь отряды. Может быть, когда-нибудь появятся не только возраст­ные критерии при формировании отрядов?

Очень разные ребята. У одного в друзьях через пять минут. — по пол-лагеря, а дру­гой на следующий день просится домой. Вот Дима, например. Подошел к вожатой: «Скучно у вас…»  Домашний ребенок. На второй день его пришлось на дежурной машине вести домой повидаться с мамой. А вот Оля мало думает о себе — больше о других. Кому надо помочь, у кого не­важное настроение. Оля тут как тут. Эту девочку надо выбирать в актив. Правильно выбрать актив очень важно. Легко можно ошибиться. На первый взгляд — добрый, общительный мальчишка, а начнет рабо­тать — не получается: нет твердости, не слушаются ребята. Нет вожака, нет и хо­рошего коллектива.

Проблема организации коллектива. Привезли родители гостинцы. Саша сразу же положил кулек на общий стол, а Таня ест потихоньку, в своем уголке. В одном из отрядов существует традиция: привезли конфеты — обязательно раздай всем по­ровну. Ну. а если все же нашелся чело­век, который делиться не хочет, его уго­щает весь отряд. Результаты налицо.

Для создания коллектива важно, чтобы ребята как можно больше всего делали в лагере самостоятельно: сами думали, ре­шали. Трудно вожатому, так и хочется им подсказать, что и как, а то и самому за них сделать, но он настаивает на своем: думайте, придумывайте, делайте само­стоятельно.

Как я уже писала, «Дзержинец» — лагерь большой. Работает он, как большой исправный механизм. Даже старшая пионервожатая, когда она сидит в своей огромной пионерской, чем-то напоминает диспетчера у пульта управления. Строго расписан режим, проходят одно за другим мероприятия, между прочим, очень интересные. Но иногда возникает такое ощущение, что вот эта величи­на пионерского лагеря в чем-то ему мешает. Слишком много здесь ре­жима, организации, от которой ре­бята устали дома, в школе. В лагере они хотят себя чувствовать свободно, раскованно, а здесь… В свободное время далеко от корпуса не отлу­чаться — находиться в беседке или на отрядном месте. На качелях ка­таться — под наблюдением вожатых. А если не хочется в беседке вместе со всеми, а хочется побыть одному?  Вожатого можно понять: он отвечает за всех ребят, в том числе и за их здоровье, но все же…

В столовую и из столовой  строем идет даже самый старший отряд. Я видела, как медленно строился четвертый.  Как томились, выстроившись в пары,  ожидая где-то бегавших мальчиков,  девочки. Но возмущались старшие ребята только в первые дни: «Что мы, как в детском саду!», потом  привыкли. А почем у к этому надо  привыкать пятнадцатилетним? Потому что  строем – хлопот меньше?

У ребят каникулы. Как организовать летний отдых так, чтобы ребята и хорошо отдохнули летом, и многому научились? Лагерь должен быть мудрым. Проходит сезон в хлопотах и тревогах, радостях и надеждах. И как будет здорово, если хотя бы один небольшой человек, возвратившись из лагеря домой, вдруг скажет своим друзьям: «Что-то делает со мной лагерь. Я становлюсь счастливым».

Л.Мананникова.

Алма-Атинская область.

16 августа 1977 г. «Ленинская смена».