Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

Пионерские капитаны

Вверх-вниз, вверх-вниз кружит по горам автобус. Среди зеленых елок и горных речушек, желтых одуванчиков и голубого неба.

И когда ты совсем привык к этой дороге, тебе хорошо думается под шорох колес, хорошо дышится вдалеке от заводских труб и шумных автомагистралей – стоп! Приехали. Остается только поблагодарить водителя, совсем немного пройти по зеленой аллее и увидеть над калиткой яркую вывеску: «Пионерский лагерь имени Александра Матросова».

Не знаю, как у кого, но словосочетание «пионерский лагерь» всегда пробуждает во мне чудесные воспоминания. Мне трудно представить свое детство без веселых искорок горящего костра, без походов и, конечно, без нашего пионервожатого Сергея. Он был добрым, веселым и мудрым человеком и отдавал нам все, ничего не требуя взамен.

И вот, хотя я уже давно выросла, во мне так и осталось какое-то чувство преклонения перед взрослыми людьми в красных галстуках. И захотелось написать о них, ребячьих капитанах — опытных «асах» и тех, кто совсем недавно начал постигать нелегкую педагогическую азбуку.

Зина Лебедева

Я проснулась в своей палатке, и несмотря на то, что часы показывали ровно шесть, мне показалось, что жизнь о лагере началась давным-давно.

На центральной аллее группа вожатых во главе с начальником лагеря заканчивала делать физзарядку. Надела красную повязку старшая дежурная по лагерю Наташа Попова.

Через полтора часа горн протрубит побудку и запоет веселую песню репродуктор на стволе дерева.

Перед утренней линейкой мы с Зиной наблюдали за шумным построением ребят. Если сравнивать пионерскую дружину с кораблем, то старшая пионервожатая Зина, без сомнения, его штурман. Умело управляет она шестнадцатью отрядами.

Педагогическая теория долго и упорно объясняет, как можно добиться ребячьего самоуправления: сплотить коллектив, выявить истинных лидеров. Но на это во всех случаях требуется куда больше, чем 24 лагерных дня. Зина ухитряется наладить самостоятельную работу совета дружины в гораздо более короткие сроки. Ее ребята спорят, выдвигают собственные идеи, не соглашаются. Словом, ведут себя так, как будто всю жизнь занимались именно этим – руковод- ством лагерной дружиной.

Сегодня я попала на самое рядовое заседание совета дружины. Вопрос обсуждался о присуждении первого места за лучший отрядный уголок. Каждый член дружины имел по этому вопросу свое, особое мнение.

  • «Мушкетеры» лучше всех. Красиво и по-деловому, — начала председатель совета дружины Ира.

С минуту все размышляли.

  • А «Наутилус» разве хуже? — возразил самый маленький мальчик, и это словно послужило сигналом. Начались дебаты.

Решающее слово в итоге осталось за Ирой. Победили «Мушкетеры». А потом еще совет дружины составлял программу предстоящего праздника, готовился к «Зарнице», обсуждал спортивные новости… Понаблюдав за «профессиональным» поведением председателя совета дружины, я поинтересовалась у Зины, кем была Ира Новикова в школе. И услышала: никаких пионерских постов Ира не занимала. Видимо, этот лагерный пример как раз и говорит о том, что один и тот же актив существует в классах десять лет именно в силу при- вычки, а стоит ребятам попасть в лагерь, где к ним не прикреплено намертво «активный» или «пассивный», немедленно происходит перегруппировка. Наверное, и в школах не следует нашим учителям безнадежно махать на некоторых ребят: «Что с него возьмешь – тихий, пассивный», что, кстати, куда проще, чем этот пассив будить.

После окончания заседания совета дружины Зина отправилась на поиски старшего воспитателя лагеря Евгения Ивановича. Ей надо было срочно проконсультироваться у него насчет дня Айболита, который намечалось проводить после полдника. Евгений Иванович — человек, с которым каждый легко находит контакт. У нее самой с этим посложнее…

Туго устанавливались у старшей вожатой взаимоотношения с от- рядными вожатыми – студентками педагогического института, прохо- дящими здесь, в лагере, свою практику. Кому-то на контакт надо было идти первому. Наверное, все же Зине, она опытнее. Она – командир.

Сейчас уже трудно сказать, кто же сделал первый шаг в нашем случае, – Зина или вожатые.

А к ней, оказывается, можно и обратиться. А она, оказывается, всегда поможет и подскажет, услышала я от девушек. Жаль только, что сближение произошло немного поздновато – первая смена уже окончилась.

Отрядные вожатые

Со студентками из педагогического института я говорила во время тихого часа. Больше свободного времени у них не оказалось.

Все пятнадцать учатся в одной группе. Узнали друг друга за два года отлично, и тайн между ними нет. Это очень помогает. А с некоторыми лагерь даже совершает удивительные превращения.

Незаметная в группе Надя Калошина, например, оказалась отличной вожатой, быстро нашла общий язык со своими десятилетними ребятами. А Галя Л. – талантливая веселая девушка, неизменно от- вечающая в группе за работу культмассового сектора, никак не может навести порядок в своем отряде. «Культмассовик и только», – говорит о ней Евгений Иванович.

Наверное, к ним, студенткам с филологического, в полной мере относятся слова, что учатся не только ребята, но и у них – сами воспитатели. Лагерь – школа удивительная.

Люба Сидорова любит театрализованные представления. Чтобы ребята были чем-то сильно увлечены, вожатый должен обязательно увлечься сам.

Но у Любы, по ее собственной формулировке, немало случается и тупиков.

«Можно, – спросил один мальчик, – вместо того, чтобы спать, я буду мыть пол?» И пошел за шваброй. А мы стоим и не знаем, что делать. У Нади Калошиной порядок установился с первых дней. Поэтому у нее даже хватает времени на педагогические наблюдения.

Олег приехал из Семипалатинской области и первое время чув- ствовал себя очень неуютно. Даже к ребятам подойти стеснялся. Что делать? Нашли ему старшего друга – повара из лагерной столовой. И стало все в порядке. Друзей не разлить водой. Теплее живется на свете с другом каждому, а особенно маленькому человеку.

Надя анализирует характеры. Слава – полная противоположность Олегу, хоть его и не выбрали в актив «Гайдарят». Слава не спит: надо быть особенно бдительным – весь отряд может мгновенно превра- титься в индейцев или «казаков-разбойников». Любое дело, – Надя это поняла, надо начинать со Славы.

Вожатая Фрида Шитц, как говорят девушки, человек настроения:

  • Ощущения первого дня? Кошмар! Что делать? С чего начать? Кажется, всей группой соберемся и сбежим из лагеря. А этот строй? Не успею выстроить конец, начало рассыпается. Потом, правда, на- шла себе помощника.

После полдника весь лагерь отмечал День Айболита. Сам Доктор Айболит выехал на карете скорой помощи вместе со своим Другом Мойдодыром. А потом все вылавливали грязнуль и напевали: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто». И когда грязнули были почти совсем отмыты, неизвестно откуда взявшиеся Неряха, Окурок, Паутина и Микробы начали всех мазать.

Впрочем, как и на всех ребячьих праздниках, благодаря храбрым помощникам Айболита, правда, то есть чистота, восторжествовала. И когда был отмыт самый страшный, чумазый и самый веселый микроб, им оказался, конечно, старший воспитатель лагеря Евгений Иванович…

Евгений Иванович

Я внимательно вглядываюсь в Евгения Ивановича. Смущенная, чуть-чуть детская улыбка, выцветшая майка с Чебурашкой, потертые джинсы, волосы немного длиннее, чем положено воспитателю. (А, впрочем, сколько положено?) Ничего особенного. Откуда тогда – вот это?

  • Или в отряд к Евгению Ивановичу, или вообще в лагерь не по- еду, – объявил ультиматум родителям еще один мальчишка.
  • Если о ком писать, так это об Евгении Ивановиче, – посоветовала начальник лагеря Клавдия Евгеньевна Чернова.
  • В будущем году, как все нормальные люди, поедем в отпуск, – категорическим голосом сказала Евгению Ивановичу его жена Надя и, вздохнув, положила в чемодан свисток, фонарик, рулон креповой бумаги и кучу других таких же «несерьезных» вещей. И монтажник свинцово-цинкового комбината Евгений Иванович Прокопцев уехал (в 15-й раз!) на все лето в лагерь.

Евгений Иванович разместил свою палатку около самого старшего, шестнадцатого отряда и не отходит от ребят. Организует «интеллек- туальный хоккей», уговаривает очередную эстрадную звезду, которая вдруг закапризничала, упорно пропагандирует свои, как он уверяет, старомодные взгляды на искусство. (Бах, Третьяковская галерея, Пушкин, Есенин.)

Кажется, все очень просто. Подошел Евгений Иванович к девоч- кам, произнес укоризненно: «Как же вы могли – пообещать и не сделать?» – и минуту назад «каменно» стоящие подростки со всех ног кидаются исполнять поручение.

Любит говорить Евгений больше о своих педагогических не- достатках. О том, как вышел у него в 1967 году из повиновения целый отряд. О том, как исчерпав все аргументы в споре, он может сказать совершенно антипедагогическое: «Вот уйду от вас», и все становятся послушными.

У Евгения Ивановича есть свойство: в нужную минуту найти самое необходимое слово.

  • А Жаботинский и Алексеев, между прочим, знаменитые спортсмены, – скажет он мальчишке, который страдает из-за насмешек товарищей по поводу излишней полноты.

Так случилось, что в учебный год Слава Трунишин оказался предоставлен самому себе. Основной воспитатель – улица. На окрики, чтение морали, строгие замечания у него к двенадцати годам успел выработаться полный иммунитет.

Лагерь начал с того же, что и школа. Четыре отряда (пребывание по дню в каждом) признались в своем бессилии, и Евгений Иванович оказался последней надеждой. А он посмотрел на  Славу, подумал и угадал: доверчивость. И обнял Славу за плечи:

  • Это ты сам придумал про себя, что плохой, а на самом деле ты хороший. Зачем сейчас дрался? Птенцов у ребят отобрали и в гнезда положили? Ну вот видишь! Хорошее же дело сделали!

И Слава Трунишин в своей безнадежности уже всерьез сомневается.

Психологи, педагоги, журналисты ломают перья, призывая мужчин: «Идите в учителя, пионервожатые, воспитатели, словом, в педагогику». А они не идут. В том же лагере имени Матросова, увидев во время Тихого часа на берегу группу загорающих молодых людей, я радостно спросила у старшей пионервожатой Зины: «Вожатые?» И в ответ получила: «Шофер, врач, рабочие кухни. Вожатых нет».

Как часто бывает, если человек талантлив, то талантлив он во многом. Евгений Иванович хороший спортсмен (первый разряд по баскетболу, лыжам, легкой атлетике), тонкий ценитель музыки, живо- писи, поэзии. И самое главное, талантливый педагог. Именно тот случай, когда хочется сказать: педагогами рождаются, это дар, и начать агитировать за проведение творческого конкурса в педагогический. Тот случай, когда человек радуется значку ЦК ВЛКСМ «Лучшему пионерскому вожатому», но высшая его награда – ребячьи улыбки. Как только кончается лето, Евгений Иванович безропотно (нет, не то слово, с великой радостью) начинает взваливать на себя все общественные нагрузки, которые имеют отношение к детям (общественный воспитатель при Ульбинском райисполкоме, председатель комиссии по работе среди детей и подростков…), и ждать в гости своих пионеров.

…Наверное, все, что я написала об Евгении Ивановиче, можно сказать о любом хорошем учителе, воспитателе. Всегда доброжелателен к детям, серьезно относится даже к самым «дурацким» вопросам. Не любит отдавать приказания, любит советоваться. Не организует игры среди ребят, а играет с ними.

Просто живет в городе Усть-Каменогорске Евгений Иванович Прокопцев, монтажник, и он обязательно поедет в пионерский лагерь и на следующее лето.

  • Товарищ главнокомандующий, а высота безымянная?
  • Нет, вы объясните, пожалуйста, высоту возьмем, а дальше что?

Это идет очередная вечерняя «пятиминутка» в лагере имени Матросова. Начальник лагеря, старшая вожатая, воспитатели и физруки собрались на генеральный вечерний совет перед решающим сражением – «Зарницей».

«Зарница» – главная игра сезона. Очень хочется всем взрослым, чтобы и на этот раз вспоминали ее ребята круглый год.

…Идет вечерний совет. От его решений во многом будет зависеть очередной лагерный день.

На следующее утро пионерский корабль – лагерная дружина, про- должит свое путешествие в лето. Займут капитаны свои мостики и будут делать обычное дело, и еле слышно, для себя, напевать свою любимую вожатскую песню:

Трудно плыть по жизни-океану

Сквозь шторма и рифы к цели вдаль,

Но ведут упорно капитаны

Пионерский боевой корабль. 

Восточно-Казахстанская область. 1975 год. «ЛС»