Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

Идет эксперимент. Кто следующий?

Или о том, как в одной из школ Семипалатинска «приручили» улицу 

Ох уж эта улица! Воспитывает маленького человека школа, воспитывают родители. А вышел он на улицу, взрослые за голову хватаются. «Ума не приложим, что с нашим Вовкой сделалось? Ему слово, он в ответ – два. Замечание сделать не смей, обидится. Атаман у них на улице появился – Генка из соседнего двора. Вовке уже ни баян не нужен, ни английский. Даже на рыбную ловлю с отцом отказывается идти. Говорит, с Генкой интереснее».

И все средства борьбы с уличным атаманом Генкой оказываются бессильными…

Наступило время, когда в школе № 9 города Семипалатинска над этим вопросом задумались всерьез. Задумались и решили «приручить» улицу, а заодно с нею и атамана Генку. Каким образом?

Говорят, что новое – это хорошо забытое старое. Поэтому директор Таисия Александровна Лучшева, еще раз перечитав труды знаменитых педагогов, в том числе и «Педагогическую поэму», воскликнула:

  • Эврика! Это как раз то, что нужно нашим ребятам! Попробуем создать в каждом дворе микрорайона разновозрастные отряды, а командирами в них поставим самых уважаемых ребячьих лидеров. Возможно, одним из них и окажется знаменитый Генка. Школе только и останется, что направлять его неукротимую энергию на хорошее и важное дело.

А какой мальчишка устоит против настоящего дела – взрослого и нужного?

И вот… Однажды утром во дворе дома № 213 неожиданно заработал репродуктор. Таинственный штаб приглашал своих членов на первое заседание…

И в то же самое утро, когда дядя Володя в своем другом конце квартала решил посадить во дворе сад, у него появилось двадцать добровольных помощников.

Отряды (все ребята из одного дома составляют отряд) приступили к действиям. И развили такую бурную деятельность, что удивилась сама Таисия Александровна. А потом поняла: успешное начало положено.

Командирами отрядов становились действительно самые уважаемые мальчишки и девчонки. В одном доме – «умудренный» жизненным опытом десятиклассник, в другом – бойкий пятиклассник. Главное условие – желание и умение вести за собою ребят. Главный курс – на полезные дела. Для начала – конкурс на лучший дом. Самый чистый, самый аккуратный. Самый зеленый двор, самый красивый балкон. Каждую неделю – смотр чистоты в подъездах. Дворовых «летописцев», любителей оставлять на стенах автографы типа «Таня+Петя=?» удалось легко выявить и дать им в руки ведро с краской и кисточку: «Замазывай свое творение!»

Мальчишки и девчонки стали внимательно вглядываться в окружающее и сразу обнаружили множество недостатков. Плохой песок в песочнице для малышей, неполитые цветы на клумбах. Взрослые сначала наблюдали за ребячьей деятельностью из окон (надоест, бросят), а потом не выдержали: «Может, чем-нибудь помочь надо?» Вернулся из армии Ренат из дома № 8 и прикрепил к столбам волейбольную сетку: «В волейбол  хотите сыграть?».

Домохозяйки, посовещавшись, стали вешать белье не посередине двора, как раньше, а сбоку. Мама из дома № 86 Бибинур Рахимберденовна Айнабаева, возвращаясь с работы из больницы, заглянула в школу: «Могу ли я чем-нибудь вам помочь?».

Время от времени появляется на дверях каждого дома красочная газета. Здесь и поздравления с днем рождения, и объявление о концерте, скажем, для мам, и критика всевозможных недостатков. (Попадает даже взрослым.) В день Победы каждый фронтовик с радостью обнаруживает в своем почтовом ящике красочную открытку — поздравление с праздником.

Создание отрядов пошло на пользу учебе. Кривая успеваемости, еженедельно вычерчиваемая завучем, резко подскочила вверх. Еще бы – ведь дворовые отряды включились в соревнование «Дом без двоек». Сведения о полученной двойке до руководства отряда до- ходили немедленно, и провинившемуся не было прохода не только в школе, но и дома. На десятиклассника-двоечника укоризненно смотрел первоклассник, которому он только вчера объяснял таблицу умножения. Соседка-отличница упорно стучалась в дверь отстающего соседа: «Что тебе непонятно? Что надо объяснить? Чем помочь?»

Летний сбор макулатуры и вторсырья — очень серьезная про- блема для всех школ, в девятой проходит запросто. Сигнал горна, и «бумажный десант» готов к высадке.

По сведениям детской комнаты милиции, в районе резко снизились правонарушения.

Разновозрастные отряды – школа будущего педагога. Председатель штаба РВО «Прометей» Таня Пекутовская, например, твердо собира- ется поступать в педагогический, на отделение начальных классов. Ребята из ее дома – Олег Корзинок, Булат Танкенов, Оля Каминская и Лида Числова – рассказывают о своем командире с восторгом. Как любят ходить они вместе с Таней на прогулки в лес, как помогают в своем доме дедушкам и бабушкам. У молодых родителей, благодаря Таниному отряду (Таня еще и командир отряда «Восток») уже давно нет проблемы, с кем оставить маленького. Заболевший сосед знает, что кто-нибудь из ребят его обязательно навестит, принесет нужные лекарства.

Несколько лет существуют разновозрастные отряды в школе №9. С каждым годом появляются у них все новые формы работы. У этого интересного дела много возможностей. Ведь недаром нашей партией выдвинут тезис о том, что школа – центр работы в своем микрорайоне. В 9-й школе тезис успешно претворяется в жизнь.

Создание в микрорайоне школы разновозрастных отрядов – один из наиболее эффективных методов привлечения к воспитательной работе общественности. Отряды, где проводят вместе время занятые одним общим делом и ребята помладше, и старшеклассники, очень важны еще и потому, что один большой отряд образует как бы одну семью, где старшие не формально шефствуют над малышами, а еже- дневно заботятся о них, воспитывают их.

В разновозрастных отрядах хорошо передаются традиции, осуществляется связь поколений. Удобно между такими отрядами проводить и всевозможные соревнования, конкурсы – в них смогут принимать участие не только параллельные классы, а практически все ученики школы.

Но как и всякое новое дело, в работе школы с разновозрастными отрядами встречается много трудностей.

Не хватает пока в микрорайоне квалифицированных специалистов для ведения кружков. Кукольного кружка и «юных связистов» явно недостаточно. Школа ищет хорошего художника для изокружка, ру- ководителя клуба интернациональной дружбы, спортивных тренеров. Предстоит еще много думать о том, как расширить ребячью деятельность при домоуправлениях. Ребята могли бы по заданию научно-исследовательских институтов вести экологические наблюде- ния – исследовать микроклимат, определять загрязненность воздуха, степень «зашумленности» улиц».

Но главное – практика подтвердила еще раз: очень хорошее дело — разновозрастные отряды. Они могут с успехом работать в наше время в школах.

Идет эксперимент. Кто следующий?

г. Семипалатинск. 20 июля 1976 г. «ЛС».