Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

«Гореть — и никаких гвоздей!»

Что они, ребята, могут? Такой вопрос я задала членам комитета комсомола школы № 20 им. В.Маяковского из Усть-Каменогорска. 

Кто предлагает идеи?

Знакомьтесь, Люда Ермолаева – секретарь комитета  комсомола, «вечная» отличница. Обладает «олимпийским» спокойствием и способностью не теряться в любой ситуации. Валя Дерябина — от- ветственная за культмассовый сектор. Может «выдать» как идею «глобальную», например, устроить почти настоящую ярмарку на осеннем балу, так и сымпровизировать на ходу частушки на злободневную школьную тему. И еще в комитете работают Галя Злобина (учебный сектор), Люся Колясова (политический), Наташа Клим- ченко (шефский)… Должна оговориться: то, что в этом учебном году в комитете много девочек, – чистая случайность, и это для школы не типично. Предпоследним секретарем был мальчишка, и будущая смена подрастает тоже мальчишечья.

Комитет комсомола в школе считают «мозговым центром», так как все крутые идеи, как правило, исходят от комитета. Такие, как поездка старшеклассников в лагерь труда и отдыха «Муравейник» или, скажем, организация университета музыки.

  • А что, если… – вдруг кто-то начинает на заседании, и все со- средоточиваются. – А что, если устроить праздник хлеба и самим испечь каравай?!
  • А что, если… на уроки знаний пригласить настоящих ученых?
  • А что, если… не ждать приезда шефов, а самим отправиться к ним в гости с устным журналом?..

Не всегда, конечно, идеи рождаются внезапно. Часто над ними комитетчики долго и сосредоточенно «мозгуют». Например, как провести комсомольское собрание, посвященное учебе, да такое, чтобы не повторять известных истин? Думали и придумали… Вместо стандартного доклада сделали подробный анализ проведенных в классах анкет. И доказали, что нет не способных людей, есть люди, внушившие себе, что они не способны.

Вместо: «Говорите же, ребята! А ну, Петров, расскажи, за что ты единицу получил!.. » – выступления в прениях на тему «Система НОТ в школьном процессе».

Однажды кто-то из комитетчиков задумался:

  • Человек за всю жизнь, оказывается, использует только незначительную часть мозговых клеток, а все остальные пребывают в ленивом состоянии. А мы (стыд!), получив на дом лишнюю задачку по физике, начинаем ныть, что перегружены. Предлагаю нагрузок не бояться! Донецкий учитель Шаталов своим ученикам дает подряд восемь уроков математики, и они все темы прекрасно усваивают. А мы что – хуже?

И комитет комсомола пришел к решению:

Попробуем «перепрыгнуть через голову»

В конце каждой четверти в школе стали устраивать Генеральный Смотр Знаний. Теперь пятнадцать самых надежных «рыцарей знаний» из каждого класса вооружаются авторучками и садятся за парты. Начинается «бой».

В школе царит «его величество Знание». В почете и уважении — верные «оруженосцы» «ее величества Науки». Или вдруг школьный актовый зал превращается в конференц-зал. Рядом с ребятами – научные работники. Они задают школьникам вопросы, делают пометки в блокнотах.

Школьный кружок детского технического творчества выполняет задания кафедры физвоспитания педагогического института. (Деся- тиклассник Олег Батраков со своим прибором ездил на Всесоюзный слет юных техников.)

Юные химики работают под руководством лаборатории Усть- Каменогорского свинцово-цинкового комбината.

Итог – стопроцентная успеваемость комсомольцев. Все правильно. Чем большую поставишь себе цель, тем большего сумеешь достигнуть в жизни.

«Загрузить» каждого комсомольца полезными делами не только желательно, считают комитетчики, но и необходимо. В поисках таких дел ребята выходят за пределы школы – в свой микрорайон. Устраива- ют в дворовом клубе вечера молодежи, проводят пресс-конференции (самая последняя – с народным судьей), ищут героев войны и труда.

  • Отчего появляются скептически настроенные личности? – задумались ребята. – Да от того, что они только наблюдают со стороны за комсомольскими делами. А когда долго бездействуешь, всегда хочется покритиковать — от избытка сил.
  • Каждый из ребят должен обязательно «выдать» идею и осуще- ствить ее на практике, – решило общее комсомольское собрание.

Комитет активно агитирует всех ребят за систему НОТ и делает все больше и больше попыток сам приблизиться к научной организации труда.

Каждый день недели у него имеет свое название. Четверг, например, день спортивный, пятница – пионерский. В этот день собираются на заседания соответствующие секторы классов – без допол- нительных предупреждений и лишней беготни. Заседания комитета лаконичны, деловиты. Ведь его члены четко следуют своим законам.

«Закону слова»: сказал – выполни. «Закону поднятой руки»: выслушали тебя – сумей выслушать товарища.

Секреты из толстой тетради

В 20-й школе рядом со словом «воспитание» неразрывно звучит слово «самовоспитание». Убеждены: большой помощник самовоспи- тания – Ленинский зачет. Сдаче Ленинского зачета в школе уделяется большое внимание.

День общественно-политической аттестации – день очень важный. К нему готовятся полгода. Полгода комсомольцы делают записи в толстой тетради – личном комплексном плане. В нем – «программа действий» каждого. Ставят пометки о выполнении новых пунктов, конспектируют работы В. И. Ленина и документы партийных съездов. Ленинский зачет – это и комсомольские собрания, и старательное изучение ленинских работ, и Ленинские уроки.

Общественно-политическая аттестация. День, когда каждый комсомолец дает ответ своим товарищам и себе. Какой он? Честен ли? Принципиален ли? Трудолюбив ли? В этот день он отвечает на главные вопросы.

Вот строчки из ребячьих анкет:

«Я отношусь к Всесоюзному Ленинскому зачету как к самому серьезному делу, потому что чувствую себя взрослым человеком. Процесс подготовки к зачету всегда интересен, так как после его проведения начинаешь мысленно обдумывать все, что сделано…»

«…Когда сидишь в классе на собрании по итогам зачета, то даже самому отстающему ученику хочется сразу, с воодушевлением браться за работу…»

Чебурашка произносит речь

Комитет в школе не только организует деловые мероприятия, он очень любит всевозможные праздники. В школе должно быть весело и радостно, ребята должны идти в школу с удовольствием – в этом убеждены все.

Школьные вечера организует комитет комсомола. Организует с удовольствием, с настоящим творческим вдохновением.

Самый любимый праздник – День именинника.

…Школьный актовый зал завешан красочными поздравительными газетами. Члены школьного пресс-центра ищут… именинников. Найти их не трудно – ведь в руке у каждого «опознавательный знак»— воздушный шар. Чебурашка на сцене произносит торжественную речь, и на сцену «выплывают» «берёзки» – мальчишки. Они, как правило, самые ак- тивные организаторы праздника.

Любят в школе праздники, но и за подготовку к ним с каждого класса спрашивают строго. Один раз восьмиклассники «отлынили» и наказание получили по школьным законам жесточайшее – на вечер допущены не были. Только через месяц «вымолили» себе прощение — разрешение… подежурить в фойе.

Комитет, да комитет, а учителя? – спросите вы. Учителя в 20-й школе, как вы, наверное, поняли, мудрые. Ребята действуют, а они всегда рядом с ребятами. Всегда сумеют им подсказать и подать «на- дежную руку помощи».

Из года в год «работает на комитет» классный руководитель 10-го «Б» Таисия Петровна Шалыгина. В ее классе общественное поруче- ние имеет каждый. Половина комитетчиков «выросла» в 10-м «Б».

«Не успею воспитать актив, — в шутку расстраивается она, — всех забирают «вверх» — поля действия в классе им становится мало».

Внесла свою лепту в общее дело и учительница 9 «А» Антонина Петровна Древаль. Комсомольская организация ее класса перешла на особую систему работы – методом «пятерок». «Пятерка» готовит классный час, дежурит. Каждый из ребят находится внутри крепкого надежного коллектива. Бывший «трудный» класс в ее руках изменился за полгода и сейчас соперничает с лучшим – 10 «Б». «Душу вложили в моего Сашу» – благодарила Антонину Петровну мама одного де- вятиклассника. Всего четыре слова, а награда – высшая!

Но первый помощник комитета – Надежда Ивановна Фролкина — организатор внеклассной работы школы. К ней идут ребята за советом, помощью. Незаметно, исподволь, направляет Надежда Ивановна маршрут этого корабля – корабля «комсомольской жизни». Взаимопонимание с членами комитета у нее абсолютное.

Принимают в комсомол Витю. «Что-то не очень, помнится, любит он трудиться физически», – как бы между прочим замечает Надежда Ивановна. Мысль уловлена мгновенно. Через некоторое время при- нятый в комсомол Витя получает поручение – работу… в бытовом секторе.

«Рядом и немножко впереди…» – эти строки из песни и о ней – Надежде Ивановне – комсомольском наставнике старшеклассников.

…Завтра — обычный школьный день, а сегодня членам комитета надо успеть выучить уроки, начать «разработку» идей предстоящего новогоднего праздника, составить вопросы к будущему диспуту…

Долго еще будут гореть сегодня вечером зеленые, желтые, сиреневые лампы в окнах ребят. Но иначе они не могут. Ведь уже сейчас почувствовали школьники свою причастность к комсомольским делам своей страны. Ведь недаром называют они себя «маяковцами», а их девиз – «Гореть – и никаких гвоздей!»…

11 декабря 1976 г. Усть-Каменогорск. «ЛС»