Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

Чара — обжитая земля

Дорога, которую ты строишь

Первая моя встреча с БАМом началась в Чите. Старший научный сотрудник областного краеведческого музея Татьяна Константинова выдала справку о Каларском районе. Именно там специализированный строительно-монтажный поезд «Казахбамстрой» возводит станцию Новая Чара.

Каларский район – самый северный в Читинской области. Создали его в 1930 году, до недавнего времени жили там одни охотники-оленеводы. До сих пор  в районе остались некоторые поселки эвенков, сохранившие национальный ко- лорит. Летом земля здесь оттаивает лишь на 30-50 сантиметров, район сейсмо- и лавиноопасный. Но главное, края бога- ты подземными «сокровищами». В 1949 году экспедиция геолога Е.И. Буровой от- крыла здесь крупнейшее месторождение меди. Его назвали Удоканским. «Завер- шить проектные работы по Удоканскому медному месторождению», – записано в материалах XXVI съезда КПСС. Позд- нее вокруг поселка Удокан обнаружили целое ожерелье месторождений. Среди них – Апсатское – коксующегося угля, Сулуматское – железной руды…

Утро  в  кабинете  начальника поезда «Казахбамстрой» Михаила Михайловича Кушнира было «бурным», впрочем, как мне объяснили, типичное утро стройки. Без конца звонил телефон, то и дело входили и выходили люди.

  • Сейчас, конечно, – рассказал Кушнир, – Новая Чара совсем другая, чем тогда, в декабре 1981 года, в момент высадки первого казахстанского десанта. Тогда на пустом месте стояло два вагончика, все занесло снегом, и мороз, казалось, градусов этак под 50… Сегодня для того, чтобы показать все построенное казахстанцами в Новой Чаре, комсоргу поезда Володе Рязанцеву потребовалось полдня. Удобные общежития, детский садик, теплица, школа, произ- водственные объекты.
  • …Бригада Валерия Романова – самая стабильная бригада в по- езде, – сказали в «Казахбамстрое».

Действительно, в начале июня прошлого года коллектив бригады сформировали из членов алма-атинского отряда «Главалмаатастрой», с тех пор его костяк – 8 человек – остается неизменным.

Когда ребята приехали на БАМ, то с удивлением выяснили: главная фигура здесь… плотник. Все временные постройки надо было строить из дерева, а в своем СМУ-26 с бревнами и топорами мало кто «общался». Правда, через некоторое время поняли: каждый в душе и столяр, и плотник, и кузнец, нужно только с увлечением браться за дело.

  • Строитель на БАМе особый, – разговорились рабочие. – Здесь выбирать не будешь, определяющее слово «надо». БАМ сам тебе вручает профессию. Сегодня – лесоруб, завтра – плотник, послезавтра — кузнец. Недавно вот сдавали детский садик, а к нему…мебель. Сами сделали стеллажи, табуретки, столы. Можете посмотреть – отличите от заводских? Трудно жить на БАМе? Трудно. Вагон- чик, комната в общежи- тии. Мороз под 50, непроходимая тайга, медведи. Конечно, люди приехали сюда по самым разным причинам – не будем идеализировать. Кто-то – с начала жизнь начать, кто-то – заработать, кто-то постарается сделать большее, на что способен… Ho самое важное для каждого помним: уедем когда-нибудь отсюда, а станция Чара в тайге останется.

…С молодым водителем Вячеславом Метлиным мы ехали из Новой Чары на станцию Хани. Чтобы лучше прочувствовать БАМ, надо обязательно съездить по этому маршруту, — убедили меня. Это та самая дорога, по которой в последнее время доставляются в Чару строительные материалы.

  • Моя мама – учительница литературы, – рассказывал Слава, – и у нас в доме всегда был культ книги. Хорошая библиотека у деда. Он живет в Бухаре. Друзья в школе прочили мне педагогический, а я мечтал о военном училище. Расстроился, когда не прошел в Харь- ковское танковое по конкурсу…

Научившись во время службы в армии водить автомобиль, Слава устроился в Караганде работать водителем такси. Проработал не- долго. «Не знаю, почему ушел, не понравилось, и все. Говорят, про- фессия таксиста знания психологии требует. Но ведь разговаривать с пассажирами некогда, за дорогой следить надо. В общем, ушел после такси работать на водовозку, понравилось мне это гораздо больше. Везешь людям воду и радуешься: нужна твоя вода… Вон, посмотрите, на озере снег лежит».

  • Слава, почему ваши машины не ЗИЛами зовут, а как-то несе- рьезно – «зилки»?
  • Так это же ласково – «зилок». Машина своего хозяина любит. У нас это особенно чувствуется. Зимой, в стужу, если подведет, пиши, пропало. Останавливайся, разжигай костер и помощи жди. Я вот недавно новый ЗИЛ получил. Постепенно привыкаем друг к другу. Красиво здесь. Зимой деревья в снежных шапках стоят, как в сказке, осенью все красно от ягод. Езжу по этому маршруту полтора года и не надоедает.

Действительно, глухая таежная дорога безлюдной не казалась. Следы человека на ней были заметны довольно явно. Вырастала на глазах железнодорожная насыпь, появлялся новый мост…

  • Жена в отпуск уехала с дочкой, а я решил этим летом не отдыхать, взять отпуск сразу за три года, – сказал Слава. – Съезжу на свою родину в Курск, давно не слышал, как курские соловьи поют…

И что такое в ней, дороге, порой и сам не разберешь…

Шагнешь — как будто на пороге все неурядицы стряхнешь.

И жизнь предстанет в новом свете и суеты порвет кольцо,

и только ветер, встречный ветер в разгоряченное лицо…

— написал бамовский поэт.

На добрую память

Бамовская биография Алексея Дица началась в 1975 году. В со- ставе отряда имени XVII съезда ВЛКСМ он приехал на БАМ. По- том вернулся в Алма-Ату, а когда узнал, что формируется отряд на станцию Чара, не выдержал и подал заявление. Что привело его на БАМ вторично? Тоска по северу? По большому делу? Одним словом все это не определишь, но, наверное, все же существует оно, какое- то особое бамовское притяжение. Об этом и друзья говорят. 10 дней отпуска, и тянет обратно, на стройку.

…Когда бригаде предложили построить детский садик, коллектив принял предложение с интересом. Эскизы обсуждались всей бригадой, а в советчики Алексей привлек сыновей – Сашку с Дениской.

Споры разгорелись, когда началось строительство «малых форм». В чертеже – по плану русская крепость. Придумали «лазы», «пушки», «амбразуры». Бригаде повезло, когда приехал Николай Баталов. Родом из Лисаковска, по профессии сварщик, он в свободное время увлекался чеканкой, резал по дереву и в поисках работы заглянул в бригаду Алексея: «Резчики по дереву нужны?»

Диц предложил ему держать экзамен, и результат – рыцарей со щитами у калитки сейчас может видеть каждый. Конечно, может, в Новой Чаре есть объекты поважнее детского сада, существенно здесь было уловить закономерность, бамовский дух, традиции. «Монетчики» (так называют на БАМе людей, ехавших на стройку в поисках больших денег) долго тут не удержатся. Потому что легких денег здесь нет. Надо работать, не считаясь со временем, забыть о собственных интересах, на первое место ставить интересы государственные.

Сейчас коллектив Алексея Дица трудится на больничном ком- плексе. Бригада – одна из лучших на стройке. Постоянно выполняет и перевыполняет план.

Работы в садике предстояло еще много. Но интервью охотно дали мне ребята из старшей группы Юля и Олег. Юля целый год ждала, когда, наконец-то откроется садик, потому что ей приходилось целы- ми днями сидеть с двухлетней сестренкой Танечкой. Ей это, правда, порядком, надоело, но зато она научилась варить суп и подметать полы…

Олег на вопрос, что же ему нравится в садике больше всего, от- ветил – школа. В этом году он пойдет в первый класс, и садик для него этап пройденный.

К слову, новое здание школы также строит в Новой Чаре «Ка- захбамстрой» (старое стало тесным), и сейчас строители торопятся сдать школу в срок.

…Вам обязательно надо побывать в бригаде Александра Шахантаева, – сказали в парткоме. – Сейчас она работает на промбазе. Это – новый этап для стройки. Если раньше мы занимались подготовкой жилья для себя, то сейчас вплотную приступаем к основной задаче – строительству станции.

Карагандинцы приехали на Чару в июле прошлого года. Бригада Шахантаева – комплексная, состоит из 26 человек. С первым результатом работы коллектива я познакомилась совершенно случайно. Поразило меня оформление гостиницы «Казахбам- строя». Там не было какого-то особого «богатства», но чувствовалось: гостиница сделана с любовью, хорошим вкусом.

Отделка панелей в коридоре и потолок, резьба по дереву на фрон- тоне и веранде, поленница на батарее. Выстроить чудо-теремок помог вначале, наверное, и наказ руководства: гостиница – своеобразная визитная карточка поезда алмаатинцы выстроили симпатичный детский садик, а мы, карагандинцы, чем хуже?

Ну и все же самое главное, наверное, традиционно бамовское: надо обязательно о себе хорошую память оставить… Придумывала вся бригада, возглавляли «фантазийную» мастерскую Петр Жук и Владимир Герт.

С Петром я познакомилась. Он оказался наиболее ярким пред- ставителем романтического племени бамовцев. Где только до БАМа не побывал Петр! В Житомире и Джезказгане, Красноярском крае и Волгоградской области. На БАМ приехал из Шахтинска.

  • Зачем приехал? Только не за высоким заработком. У шахтеров он и так неплохой.
  • Петро Жук – серьезный человек, – сказал бригадир. – Если у него кровь горит, горы перевернет, столько в работу выдумки, фан- тазии вносит…
  • Что я ценю в жизни? – задумался Петр. – Когда встанешь утром и улыбаешься. Когда с улыбкой идешь на работу и с улыбкой делаешь свое дело. Здесь, на БАМе, природа замечательная, мы часто всей бригадой на отдых выезжаем. И коллектив у нас отличный. «Голубая мечта»? Еще по земле поездить. Построю дорогу и к Тихому океану махну. Жена Татьяна, думаю, поддержит. У нее профессия нужная на любой стройке – штукатур-маляр…
  • Мы с ребятами решили: поедем домой только через Усть-Кут, – сказал бригадир. Каждому бамовцу это понятно. «Через Усть-Кут» — значит, тогда, когда произойдет окончательная стыковка рельсов по всей Байкало-Амурской магистрали. Бригада будет сражаться до конца.
    • Назовите, пожалуйста, имена наших лучших строителей, – по- просил бригадир. – Пусть казахстанцы узнают, кто у нас отлично трудится.
    • С удовольствием исполняю просьбу. Леонид Плясовских, Борис Дударев, Михаил Безбоков, Юрий Виндекер.

Здесь не ценят словесный лом,

Обещаний бесплодных месиво.

И на прочность, и на излом

Проверяет тебя профессия.

Впрочем, слабости в каждом есть,

Все же люди мы, а не ангелы.

И не роботы. Просто здесь

Обнажается в душах главное.

  • написал бамовский поэт.

ст. Чара, Читинский участок БАМа. 

О. М. Бейсенов, первый заместитель министра строительства предприятий тяжелой индустрии Казахской ССР

  • БАМ – стройка, значение которой труд но переоценить. Стройка, с колоссальными объемами которой стране необходимо было справиться в сжатые сроки. Ну а раз это важнейшая стройка страны, то вполне есте- ственно, что и участвовать в ней должна вся страна.

Мудрое это решение было принято, и все респу- блики, области Советского Союза его поддержали.

В публикуемом очерке рассказывается о том, как казахстанские строители помогают строить станцию Чара. Это – одна из крупнейших станций на БАМе. В районе Чары геологи обнаружили крупнейшее месторождение меди, коксующегося угля, желез- ной руды. Месторождение требует дальнейшей разработки, промышленного использования, в связи с этими планами будет развиваться и Чара.

Доля Казахстана в строительстве БАМа сравнительно небольшая, но в самой Чаре велика. По сути дела наша республика определит лицо этого населенного пункта.

В первые дни мы столкнулись с трудностями, связанными с раз- воротом стройки, ее началом. Надо было обеспечить «тылы», построить временную базу и жилой поселок. Задача облегчалась тем, что многие подразделения уже работали вовсю и можно было учесть их опыт. Первый этап строительства сейчас закончен и «Казахбамстрой» сейчас приступает к своей основной задаче: построению постоянного поселка с вокзалом, населенным пунктом. Проектируется будущая станция так, чтобы ее облик напоминал далекий Казахстан.

Сейчас в Павлодаре, по согласованию с «Главбамстроем», ведется строительство цеха по производству крупнопанельных домов в условиях вечной мерзлоты. Проектный институт «Казгипроград» разработал проект дома с элементами национальных мотивов.

Специализированный строительно-монтажный поезд «Казах- бамстрой» сформирован пятью министерствами и ведомствами Казахстана, и надо сказать, все они не забывают о своих посланниках, заботятся об их судьбе. Задача нашего министерства – обеспечить Чару бесперебойным снабжением материальными ресурсами (грузы идут из Алма-Аты, Павлодара, Джамбула), сделать так, чтобы строители поезда не простаивали, работа шла без перебоев.

Строительство станции Чара казахстанцы воспринимают как важную задачу, свой интернациональный долг, и мы надеемся, что с возложенным на нас делом справимся с честью

31 августа 1983 г. «ЛС».