Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

Рифмы и логарифмы

Цех, в котором работает старшим мастером Виталий Штемпель, один из важнейших на заводе «Целиноградсельмаш» – железнодорожный. Он отгружает поставщикам готовую продукцию – сельскохозяйственную технику. Виталий весь день на ногах. Кажется, ему одновременно надо быть в самых разных концах и всюду успеть. Ведь задача мастера – успешно наладить труд многих рабочих. Не так давно коллектив цеха перешел на бригадный подряд. А при под- ряде каждый отвечает за всех, а все за одного, и в случае нарушения трудовой дисциплины коллективную ответственность несет вся бригада. Виталий за новшество «обеими руками». Он все время старается предложить что-то новое, интересное, усовершенствовать производство. Вот начались трудоемкие работы по выгрузке рессор и кирпича. По плану вагон разгружается три дня. Виталий предложил «метод эстакады. Несколько часов, и вся работа сделана. И во времени выигрыш, и людям легче…

– Обязательно напишите о Виталии, – сказал начальник цеха Валерий Васильевич Шлыков. – Самое главное, он не равнодушен к делу, которым занимается. Вот, смотрите, прямой пользы от введения эстакады ему вроде бы и нет, а принял решение и довел дело до конца. Говорит, все, что можно механизировать, руками делать стыдно… Или как-то пришел с предложением: «Склад давай покрасим». Все мы мимо склада ходили и ничего, а Виталию эстетика нужна, хочет, чтобы красиво было…

А теперь пора сообщить, что со старшим мастером Виталием Штемпелем познакомилась я не совсем обычно – в литературно- творческом клубе «Диалоги» целиноградского Дворца молодежи. И Виталия представили мне здесь как одного из способных начинающих поэтов…

Листаю тетрадку со стихами. Не знаю еще Виталия лично, но почему-то кажется, что человек, пишущий так, неравнодушный. Вот кусочек одного из стихотворений.

Что она пела светло и устало? Песню о новом и песню о старом. Тетка Варвара, тетка Варвара, Спой хоть разочек еще без гитары… Мужа она на войне потеряла,

Сына она на войне потеряла, Только вот песня живая звучала… 

Кажется, что ему, 25-летнему парню, до тетки Варвары, поющей

«светло и устало», потерявшей во время войны близких? А Виталий переживает за ее судьбу.

А вот Виталий приезжает в деревню Петровку, где прошло его детство, идет на берег реки и замечает: обмелела когда-то полноводная река. Рождаются строки: «Я в село приехал. Это отчего сохнет-сохнет речка детства моего? Сохнет- высыхает прямо на глазах, Все лицо в морщинках, в рыжих островках…» Смотрит он на реку и мучается, и думает о том, что нужна реке доброта не меньше, чем людям…

Каждое стихотворение – как маленький рассказ о пережитом. Виталий любит беседовать с людьми старше его по возрасту,

ветеранами войны, много пережившими, пытается разобраться в со- бытиях далеких военных лет, примеряет их к себе: а он смог бы так? И в результате рождается стихотворение о войне, о парнях, остав- шихся навечно юными… И здесь, как и в других стихах, чувствуется небеспристрастная авторская позиция, попытка представить там, на поле боя, себя и своих друзей.

А вот о том, вроде бы обыденном, что окружает его ежедневно:

«…Люблю час смены заводской, и уважаю я безмерно и вас, идущие домой, и вас, спешащие на смену… Я каждого благодарю, мне каждому пожать бы руку за ту Высокую науку, что по сей день у них беру…»

– Труднее всего писать, – говорит Виталий, – как ни странно, о том, что, кажется, знаешь лучше всего – о заводе, о рабочих людях. Как рассказать обо всем без фальши? Мне в своих стихах о рабочем человеке хотелось бы немного приблизиться к Ярославу Смелякову. Он точен, емок, строг. Заметили, у него даже любовь строгая…

В некоторых своих товарищей по работе Виталий просто влюблен. Вот, например, бригадир Гатаулин. За какую работу ни возьмется, все делает честно, на совесть, с удовольствием. Работает, словно поет. И не ради денег, потому что иначе не может…

Виталий говорил мне (у него даже стихотворение на эту тему написано), что ему всегда очень везло на хороших людей, учителей. Рассказывала в детстве сказки бабушка, самым главным советчиком был отец — преподаватель русского языка и литературы. Дома – хорошая библиотека, любимое занятие с детства – чтение. В 15 лет познакомился с целиноградским поэтом Владимиром Гундаревым. Тот внимательно прочитал его стихи, Поддержал. И сегодня, если что не получается, Виталий спешит к Владимиру Романовичу.

Впрочем, сейчас у него много единомышленников-друзей по литературно-творческому клубу. Здесь начинающие поэты обсуждают интересные литературные новинки, спорят.

Ну, а параллельно с работой, творческими занятиями Виталий учится заочно в Целиноградском инженерно-строительном институте. Трудно пока, конечно, сказать, кем он станет в будущем, — рабочий парень, тонко чувствующий поэзию. Что победит в нем рифмы или

«лога-рифмы»? Возможно, юношеское увлечение поэзией и пройдет. Самое же главное, мне кажется, заключается в том, что Виталий Штемпель — человек неравнодушный, с активной жизненной по- зицией. Ну, а все, что его волнует, он пытается выразить в стихах:

…Сквозь снег холодный выбился росток,

И снег ему уже готовил тризну,

Но ничего поделать он не мог,

И таял снег, соприкасаясь с жизнью.

И новая теперь рождалась связь,

Которая росток питала силой… 

Целиноград. 4 января 1983 г. «ЛС» 

Из Интернета. livelib.ru

Виталий Рейнгольдович Штемпель – русский поэт и переводчик. Проживает в Германии, город Фульда. Родился в глубинке Казахстана в 1956 г., куда были депортированы родители, проживавшие до войны на Украине. По образованию инженер. Учился в двух институтах, из которых один закончил (дипломная работа с отличием). С 1995-го года — гражданин Германии. Работал рабочим, затем руководителем производственного обучения одной из фирм. Автор трёх поэтических сборников – «Песочные часы» (Алетейя, 2005), «На уровне дыхания» (Алетейя, 2009), «Попытка пересказа (Водолей), а также книги переводов из немецкой поэзии «Говорит любовь» (Алетейя, 2011). Координатор проекта и один из редакторов журнала поэзии

«Плавучий мост».