Судьба моя, комсомол…
Познакомилась я с Евгением Ивановной, когда начала писать книгу «Я родом из ТЮЗа», в 2004 году, и мы дружим с ней до сих пор. Евгения Ивановна – одна из первых актрис Театра для детей и юноше- ства, которая во время войны создавала ТЮЗ вместе с Наталией Ильиничной Сац. Потом всю жизнь проработала в Цен- тральной научной библиотеке Академии наук КазССР.
– Евгения Ивановна, вспомните свои пионерские, комсомольские годы…
– Я начинала учиться в Алма-Ате, в 35-й школе, она находилась на проспекте Ленина. Школа была очень интересная, очень интересные у нас были учителя. С детства увлекалась искусством. Помню, как мы с подругами ходили на спектакли, концерты… Особенно я любила балет и училась танцевать.
В третьем классе мы вступили в пионеры. Мне было очень страшно вступать в эту организацию – казалось, я до нее еще не доросла. Вернее, я тогда не очень понимала, что это такое – пионерская организация, для чего она мне нужна. Но я знала, что пионеркой быть почетно, что пионеры очень много знают.
Я вступила в пионеры и мы с подругами стали посещать Дом пионеров, до войны он находился на углу улиц Гоголя и Пушкина. Занятия по балету вела у нас Мария Ипполитовна Мроз, бывшая балерина Мариинского оперного театра. Хотя у нас и в школе были кружки: к каждой дате мы готови-ли концерты. Например, к юбилею Пушкина. Помню, как на Новый год мы ставили спектакль «Морозко» и даже помню свою первую фразу: «А я нашла подосиновик…»
— Евгения Ивановна, а у вас были в школе пионерские должности?
— Нет. Пионерских должностей у меня не было, я просто занималась в кружках. Может, потому, что я в классе была самая маленькая, так как меня отправили в школу очень рано. Тогда ребята приходили в первый класс с восьми лет, а мне не было еще и семи.
Потом началась война, нас посылали в госпиталь, и мы давали концерты для раненых бойцов.
А в комсомол я вступила в 1946 году – мне тогда было около восемнадцати лет, я уже работала в ТЮЗе. Там я активно занималась общественной деятельностью. Работала в комитете комсомола театра. Мне давали разные комсомольские по- ручения. Наверное, неплохо работала, потому что к 25-й годовщине комсомола меня наградили грамотой Верховного Совета Республики «За успехи в области оборонной работы, сельского хозяйства, промышленности, культуры и науки».
Эту дату отмечали широко, готовились к ней очень обстоятельно. Я тогда участвовала во всех комсомольских мероприятиях
– организациях лекций, концертов, в выборах. Мы помогали сельскому хозяй- ству, работали на полях. Нас
туда посылал райком комсомола. Кстати, в комитете комсомола театра я работала вместе с самым сегодня знаменитым ал- матинским актером Юрием Борисовичем Померанцевым. Тогда он был просто Юра и занимался у нас политучебой. В райкоме комсомола давали нам задания, указывали правильные направления – это была очень важная, солидная организация.
Когда война закончилась, в ТЮЗ при- шел демобилизовавшийся из армии Борис Абрамович, мой будущий муж. На фронте он вступил в партию и курировал, несмотря на молодость, уже по партийной линии нашу комсомольскую организацию. Рассказывал, что его в партию приняли после Курской битвы. Тогда много его однополчан приняли
в партию. Борис был очень молодой коммунист. В то время было много хорошего и в партии, и в комсомоле, это уже потом появились фильмы, в которых комсомол смешали с грязью. Нам, ветеранам комсомола, это, конечно, очень неприятно.
— Теперь давайте поговорим о спектаклях ТЮЗа. В нем, как известно, ставилось очень много спектаклей, посвященных комсомолу, пионерам. «Молодая гвардия», например…
– Да. И еще – «Сказка о правде» Маргариты Алигер, посвященная Зое Космодемьянской, «Старые друзья» Леонида Малюгина, «Особое задание» Сергея Михалкова, спектакль «Красный галстук»… Вот, афиша у меня сохранилась: открытие сезона – 1947–1948 годы.
Я играла в «Молодой гвардии», но роль там у меня была второстепенная. Помню, очень расстроилась, что не попала в основную группу молодогвардейцев. Наверное, я тогда не совсем была готова к этой работе. Борис Абрамович тогда играл Жору Арутюнянца, и таких фронтовиков-актеров у нас было много.
Помню спектакль «Аттестат зрелости», в котором играл актер Лев Боксерман – наш с Борисом друг, «Я хочу домой» по пьесе Сергея Михалкова, который поставила еще Наталия Ильинична Сац в конце 40-х годов.
– Как ни странно, я тоже хорошо помню этот спектакль, хотя была совсем маленькой девочкой. Вероятно, он еще шел в театре и в середине 50-х годов. Отрывок из этого спектакля мы пока- зали в спектакле «Поздравляю тебя с премьерой», посвященном 70-летию ТЮЗа.
Евгения Ивановна, какие ваши любимые строки из стихов, посвященных комсомолу?
– Конечно, это Эдуард Асадов.
Мои друзья, скажу я вам по-свойски,
Хотя я больше лирику пишу,
Но я поэт сугубо комсомольский,
И вы об этом помните, прошу.
…Я всей судьбою с комсомолом слился,
Когда учился и когда мечтал,
Я им почти что даже не гордился,
Я просто им как воздухом дышал…
– Спасибо вам за интервью, Евгения Ивановна!
Комментарии