Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

Татьяна Тарская: «Романтика до сих пор живет в моей душе»

Заслуженная артистка Казахстана Татьяна Николаевна Тарская в ТЮЗЕ им. Н.Сац работает с 1968-го  года. В сентябре у нее будет круглая дата служения нашему театру – ровно полвека, с чем мы Татьяну Николаевну и поздравляем. Но на этот раз мы с ней говорим на несколько необычную тему – наш разговор посвящен приближающемуся столетию ВЛКСМ.

Что скрывать, у людей старшего и среднего поколения с этой датой связано очень много. Интересен их взгляд на комсомол – из нашего времени. Что это была за организация, что она давала молодежи? Нужно ли ее возрождать, хотя,  конечно, уже на новой, современной  основе?

В прежние времена наш театр уделял много внимания спектаклям комсомольской, патриотической тематики. Вот только некоторые роли Татьяны Николаевны.

  1. Кычаков «Сквозь грозы» – Миняй;
  2. Петухов «Твой ровесник» – Ася;
  3. А.Арбузов «Город на заре» – Корнева Леля; Комсомолка;
  4. Мен-Дон-Ук «Алма-Атинская баллада» – Наташа;
  5. А.Кузнецов «Московские каникулы» — Пионерка;
  6. А.Гайдар «Р.В.С.» – Димка;
  7. А.Фадеев «Молодая гвардия» – Валя Борц;
  8. Б.Васильев «А зори здесь тихие…» — Соня Гурвич;
  9. А.Тарази «Алия» – Алия Молдагулова;
  10. Б.Васильев «Завтра была война» – Валентина Андроновна;

— Татьяна Николаевна, с чего все начиналось?

— В те далекие времена я  училась в женской школе в городе Риге. Там меня приняли в пионеры. Помню, как мы учили  клятву. Боялись, что пропустим хотя бы одно слово! Это был незабываемый момент! Я очень волновалась, произносила клятву чуть ли не со слезами на глазах. А потом началась интересная пионерская жизнь.  Мы собирали металлолом, помогали пожилым людям… Постепенно вот такая наша  общественная жизнь перешла в комсомол. Мы ходили в походы, были «вылазки» в лес, на взморье, пели комсомольские песни. В меня попала «искра романтики», которая до сих пор живет в моей душе. Мы мечтали ехать на ударные стройки. . Думали: какие счастливые комсомольцы, которые попали туда! Завидовали им. При нашей юности  началась целина. Мы начали мечтать, чтобы поехать туда, хотя были  еще маленькими. Готовы были для этого даже приписать себе возраст. Потом я увлеклась поэзией – романтической, комсомольской, потом «серебряным веком», но романтика меня все равно не отпускала. В той же Риге я работала в русской драме, пока училась в театральной студии. Меня приглашали в Рижский ТЮЗ, — это была бы удобная жизнь, дома, с мамой,  но мне, напитанной романтикой,  хотелось новых неизвестных дел, неизведанных мест, хотелось начать жизнь с чистого листа – без всяких взрослых, которые бы мне помогали — как комсомольцы на Амуре!  И я узнала про только что открывшийся Воронежский ТЮЗ. Никаких знакомых у меня там не было. Но я  взяла билет и поехала туда. Прямо с поезда пришла в театр  с вещичками. Говорю:  «Я хочу у вас работать, потому что вы только что открылись». А это был молодой театр  – туда только-только  приехали ребята из Ленинградского и Куйбышевского  ТЮЗов. Мне, понятно,  устроили просмотр. Я, конечно, нервничала. Экзамен всю жизнь для меня страшное дело. Помню, я прочитала монолог, а потом у меня спросили: «А стихи вы знаете?». И я начала читать стихи разных авторов. До тех, пока они не закричали: «Все берем!»

Так  я поступила в Воронежский ТЮЗ.  Там бурлила жизнь. Мы все были молодые, все делали сообща. Вместе сочиняли спектакли, предлагали какие-то варианты, спорили до изнеможения, расходились в 3-4  ночи, а утром бежали на репетицию. Все это было в радость, потому что театр был молодежный, комсомольские пьесы ставились одна за другой. Светлов, Арбузов, Гайдар, Розов… Это было потрясающая, наполненная жизнь.

— А какие-то  должности комсомольские у вас были?

— Нет, я была рядовой, может, только взносы собирала, а пионеркой я была звеньевой.

— Какие спектакли на комсомольскую тему вам наиболее запомнились?

— «Двадцать лет спустя» Михаила Светлова. Я играла героиню.  Помню, как мы пели «Гренаду». У нас в этом спектакле был потрясающий хор! Все молодые, все комсомольцы и комсомолки! Пожилых актеров в нашем театре не было. Хор и был  «центральной фигурой» в спектакле Алексея Арбузова «Город на заре». Я играла Наташу, но  больше любила петь в хоре – мы все пели как бы от автора, «двигали действие». Это был очень яркий и интересный спектакль. Он был таким романтизмом наполнен, что было просто необыкновенно. Потом, когда я уже работала в Алма-Ате, в нашем ТЮЗе, «Город на заре» ставил режиссер Мен Дон Ук и я играла Лельку. Тут тоже был хор. В общем, и тот, и другой спектакли были потрясающими!

— Как известно, наш театр – для детей и юношества, и поэтому на протяжении всего его существования в нем ставилось очень много  молодежных комсомольских спектаклей.

— Отношение у нас к ним было очень трепетное, несмотря на то, что на наших глазах происходило развенчание сталинской, а потом советской эпохи.

До сих пор, как только я вспоминаю наши тюзовские  спектакли, у меня в груди появляется теплая волна, сердце заходится.

Особенно мне памятна роль Алии Молдагуловой, легенды казахского народа. В пьесе Акима Тарази подробно рассказана ее биография. Ее детство, война… Мы с режиссером Власовой-Ризз  подробно разрабатывали каждую сцену. Придумывали, фантазировали, чтобы было достоверно и интересно. Получилась очень знаковая работа. На сдачу спектакля, помню, пришли все знаменитые аксакалы города, писатели, режиссеры, актеры.  Помню, про меня сказали: «Да,  это наша Алия». Мне было очень ценно их мнение. Я до сих пор горжусь, что  мне, голубоглазой славянской актрисе удалось создать этот знаменитый образ.

— Я помню потрясающий спектакль «Молодая гвардия», который шел в нашем ТЮЗе. Даже в свое время написала на него рецензию в газете «Ленинская смена».

— Его поставил Рубен Суренович Андриасян. В спектакле замечательно пела Татьяна Банченко, были прекрасные зонги. Мы с таким задором играли!  Комсомол, романтика  остались  в нашей душе. Трепет, желание идти вперед, патриотизм остались в нас навсегда. Этот спектакль был очень нами любим,  и зрителями принимался очень тепло, были потрясающие отзывы,  он шел очень долго. У нас было хорошее распределение ролей, спектакль был очень яркий, динамичный зрелищный. Я играла Валю Борц. Еще у нас был замечательный спектакль «Алма-Атинская баллада». Это был совместный спектакль казахской и русской трупп. И обе труппы участвовали в спектакле с удовольсвием.Там были отрывки из пьес, песни, стихи. Это было недавнее прошлое  нашей страны – комсомольское и военное. Там было два ведущих —  Алтынбек Кенжеков и я. Зрители очень тепло принимали спектакль.

— Теперь мы смотрим на комсомол из нашего времени. Как вы его видите? В России сейчас идет очень активная подготовка к столетию комсомола под девизом «Возьмем для молодежи все лучшее из комсомола». Сегодня и в Казахстане начинается подготовка к столетию.

— Я считаю, что когда с малых лет люди собираются на хорошее дело, это всегда очень  полезно. Раньше были скауты. У нас были пионерская, комсомольская организации. Что было плохого в том, что мы ходили строем под горн и барабан, пели задорные песни, занимались полезными делами?  Собирали металлолом, макулатуру, помогали старикам… Может,  иногда был перебор, доведение каких-то вещей до абсурда, но без этого, наверное, и не бывает, не всегда ведь бывают умные руководители. Если поумнее руководитель, все будет без перегибов… Во всем должна быть мера. Поэтому в этих организациях, считаю,  ничего плохо не было. Именно с того времени в нас зародилась романтика,  и сидит она  в нас до сих пор. А взять того же Визбора! Его песни вышли из пионерских костров, походов. Это было только на пользу молодежи, всего поколения. Очень здорово, когда есть такая организация, когда можно собраться и куда-то группой поехать…

— Вот какие стихи Валерия Смирнова из Ярославля я нашла в Интернете. Думаю, им и можно закончить наше «комсомольское интервью».

Ругайте, ругайте, ругайте –

Из нас Комсомол не ушёл.

 От Бреста до БАМа на карте

Он с нами по жизни прошёл.

Павка Корчагин и Зоя,

Олег Кошевой — навсегда,

Также,  как Юра Гагарин,

Вписаны в наши сердца.

Тех, кто смеётся над нами,

Мне бесконечно их жаль.

В палатке целинной мы знали,

Как закаляется сталь!

Вышли мы все из шинели

Покроя советских времён.

Песни о Родине пели,

И о тебе, Комсомол.

Ругайте, ругайте, ругайте…

В обиде не будем на вас.

Но всё ж, иногда вспоминайте

Про наш Комсомол и про нас.

Интервью брала Людмила Мананникова.