Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

КОМСОМОЛ  —  ВОЖАТЫЙ ПИОНЕРОВ

ВАДИМ ПОДОЛЬСКИЙ, журналист, Отличник народного просвещения РК, педагог высшей категории.

Первые 50 лет меня воспитывали не столько родители, сколько пионерия и комсомол, но специально к юбилею я глубоко пошарил в дебрях моей памяти.

…Поступить в комсомол в 1956-м  году (в моем пионерском тогда понимании) было сложно. От нас требовалось хорошо учиться, знать историю всех орденов ВЛКСМ, иметь мнение о его работе с пионерами. Сначала нас «рекомендовало» школьное бюро комсомола, потом мы с дрожью в коленках пошли в Чиликский РК  ЛКСМ. А там нас… как-то быстро утвердили. Воодушевленные таким «повзрослением» мы пришли в школу, а там уже стояла линейка во весь огромный двор…

…То был восьмой класс. А в 10 классе,  в 1958-59-х годах,   я был членом школьного бюро, занимался всей школьной прессой и мне уже тогда платили ставку старшего вожатого.

1960-й год. Я работаю старшим вожатым в  Чиликской СШ Алма-Атинской области. Как-то забегаю по какому-то делу в пионерскую комнату. А там разговор на повышенных тонах. Это председатель Совета дружины Сергей Бескороваев ругается с членом совета дружины  Сериком Абдрахмановым.

— А я говорю, что судейство на конкурсе «Мудрецов» было нечестным —  возмущенно повторяет Серик. Это было всем видно!

— Ну что ты паришься? Итоги подписаны главным судьей, значит, все нормально прошло!

Я вмешался в спор, обещал все проверить. И действительно, узнал, что была неточность в определении победителей на первые три места.

Серик Абдрахманов всегда отличался честностью и говорил правду «не взирая на лица».

После окончания журфака КазГУ и трехлетней практики в Артеке (меня нашла прямо в Чилике Галина Ивановна Петрова, которая приезжала подбирать кадры вожатых для Артека и я там окончил школу пионерских работников — ШПР) в 1967 году я переехал в Алматы на постоянное жительство. Работал старшим вожатым в 41-й средней школе (опять уезжал в Артек на  летние месяцы), потом работал в 54-й школе и вывел дружину в правофланговые.

Неожиданно узнаю, что мой Серик Абдрахманов работает секретарем райкома комсомола Ленинского района! Я был горд — это моё воспитание!

В следующие годы именно Комсомол посылал меня на работу в Артек, правда,  на 9 месяцев  ­­− столько работали лагеря как летние.

Я даже толком не осознавал значимость этого в моей карьере. Это по заданию ВЛКСМ я работал на всех всесоюзных пионерских слетах в Артеке.

С  июня 1983-го  года я стал зав.сектором печати Республиканского Дворца школьников. И это было замечательное время! Мое Пионерское Агентство Печати и Радио (ПАПИР)) освещало опять же организованные Комсомолом финалы «Кожаного мяча»,

Республиканские пионерские слеты, встречи с юными актерами на девятнадцатом фестивале детского кино в Алма-Ате…

А первым секретарем ЦК ЛКСМ уже был СЕРИК АБДРАХМАНОВ!  А Председателем бюро Союза пионерских организаций была Бырганым Сариевна Айтимова − настоящий друг пионеров всей страны. Это она постоянно собирала лучших вожатых на слеты, награждала меня почетными грамотами за мою качественную работу.

Серик  Абдрахманов заказал и поставил на площади у Республиканского дворца школьников памятник первому комсомольскому организатору Гани Муратбаеву.

Вспоминаются (уже не по комсомольскому возрасту) мои командировки в Артек на пятый, шестой, седьмой девятый и десятый Всесоюзные слеты пионеров в Артеке (Восьмой был в Ленинграде).

Меня туда всегда направляли с бригадой юнкоров (они же — делегаты слетов). Брал с собой самых лучших юнкоров 13-14 лет, потому что мы там РАБОТАЛИ, освещали работу слета, выпускали радиогазеты на весь Артек, стенгазеты размером в три-четыре листа ватмана. Их вывешивали по очереди во всех лагерях.

Но тут наступил новый апокалипсис: развал СССР. Как-то быстро кто-то отменил пионерию, комсомольцы сдали билеты, а я партбилет. Из 350 домов пионеров моментально закрылись более половины: не хватало финансирования.

КАК ТЕПЕРЬ ЖИВЕМ БЕЗ КОМСОМОЛА

Работаю с абитуриентами журфака, не прерываясь,  уже больше 35 лет. Прожив три четверти века, могу объективно сказать: мы потеряли новое поколение! Нет, поначалу педагоги -патриоты в 90-х в лице «организаторов внешкольной работы» (читай-заместитель директора) до 2000-х как-то старались вести воспитательную работу — в школах появились «советы школы» во главе с избранными Президентами. Но заменить,  комсомол удавалось немногим. О младшеклассниках вообще забыли — никто, как бывало, не воспитывал в них общественную активность, поэтому в последние семь лет, готовя способных к журналистике выпускников для журфаков, приходилось практически с нуля делать из них «общественно-активных»  через огромную разнообразную практику.

Например, семь лет мы участвовали в дебатах со студентами в «НАЧИСТОТУ» на ТВ. В передаче  мы обсуждали сложные темы жизни вместе с умными студентами. Моим юнжурам нужно было суметь кратко и по существу включаться в диалог (от имени сидящих тут же зрителей). Не всем это удавалось, но мои авторы всегда попадали в эфир (после верстки, естественно). Но три  года тому назад передачу почему-то закрыли при хорошем рейтинге.

Хочу сказать большое спасибо Дариге Назарбаевой, которая в начале 2000-го  организовала молодежное движение «Время молодых». Она два года разрешала нам, бездомным юнжурам, заниматься в их офисе в РДШ. Общество перестало существовать в 2005 году…

Интересно, что пионерская организация (союз пионерских организаций) на сегодня официально существует:  утверждены правительством устав и даже ставки старших пионервожатых. Но в большинстве школ, гимназий, лицеев решили,  что психолог важнее и потихоньку отдали ставки психологам. Я наблюдал, как они заняты. Если пару раз в неделю кто-то придет или учитель приведет «трудного», хорошо.  В сельских районах пока работает объединение «Атамекен», галстуки в цвет нашего флага пошили. Но что-то я не вижу их сейчас. Никто этих старших вожатых не собирает на учебу, нет такой заботы у домов детского творчества… Лично мне грустно!

Не могу объективно не охарактеризовать внутренний душевный развал старшеклассников. Они, конечно,  не любят, когда «предки» говорят : «а вот в наше время.. «Предки» вообще действительно их не понимают. Старшие детки плохо учатся, искренне ненавидя современную школу. Постоянные споры о том, «почему мне нельзя пойти в ночной молодежный клуб на танцы?», «Почему вам не нравится мой парень?»  Вот вам и частые суицидные явления! Может быть, так и надо, что почти все девушки в школах всё знают о «любовных скачках» и не только в теории. Даже среди моих абитуриентов (а это все-таки самые умные девочки) бывает, чуть не половина класса «занимаются иногда любовью». Мамы, конечно, бдят, но вот вам анекдот из 2000-х.

Одна старшеклассница спрашивает у другой:

— Лен, а что такое «безопасный секс»?

— Это когда мама не знает!

А я знаю, например, что две мамы моих десятиклассников сами разрешили дочкам «переспать». Дожили!

На фоне однобоких интересов и пренебрежения к стараниям школьных педагогов (при этом с хорошими врожденными данными мыслить) в последние годы я с трудом находил эрудированных выпускников. Поэтому в ходе занятий приходилось  незаметно-пунктирно давать новые знания. Не раз, приходя в школу, я начинал «разминку» с вопроса:  «На какое дерево обычно садятся алматинские вороны после проливного дождя?»  Хорошо, если в одном из трех классов кто-то догадается − на мокрое!

Да, сегодняшних школьников  с трудом вытянешь  и в поход. Теоретически они знают, что в походах всегда пекут картошку на углях вечернего костра  («Эх, картошка — объеденье, пионеров идеал! Тот не знает наслажденья, кто картошки не едал!»)   У нас же, доставая всю в золе и с корочкой картошку, начинают: «Ой,  а как ее есть, она же вся в золе!»

P.S.   У меня в архиве сохранилась газета  «Ленинская смена» от 4 ноября 1989 года с «Программным заявлением ЦК ВЛКСМ к ХХ! съезду комсомола. Цитирую: «Объективная реальность такова, что  общественная мысль создала более привлекательные идеи, чем коммунистическая. Она возбуждала сознание народных масс, вдохновляла на поиск и движение общественной мысли». И что мы имеем сейчас?