Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

Комсомольская летопись БАМ

В апреле 1974 года состоялся XVII съезд ВЛКСМ, на котором БАМ был объявлен ударной комсомольской стройкой и создан штаб ВЛКСМ по шефству над БАМом. По сути, это означало, что главная молодежная организация СССР, обладавшая мощными ресурсами по управлению молодежью страны, приступила к выполнению программы по активному привлечению молодого поколения к строительству магистрали. Первый отряд комсомольцев-строителей был отправлен со съезда ВЛКСМ.
Работа велась по всем направлениям, начиная от мощной идеологической пропагандистской деятельности, и кончая обещаниями и поощрениями молодых строителей социально и материально. Часть молодежи, как, например, военнослужащие железнодорожных и строительных войск, строили дорогу в «добровольно-принудительном» порядке. В истории российских строек века, как известно, такой порядок работ всегда был характерен, и БАМ не стал в этом исключением…Деятельность ВЛКСМ по привлечению молодежи на стройку принесла свои плоды. Средний бамовец был, безусловно, значительно моложе среднего советского строителя. Следует заметить также, что жизнь и работа на БАМе часто воспитывала в молодых комсомольцах отнюдь не худшие человеческие качества. Многие из тогдашних комсомольцах и сейчас не жалеют о проведенных на строительстве магистрали годах, вспоминая их как один из лучших периодов своей жизни.

Ниже приведена «Комсомольская летопись БАМа», приведенная в брошюре «Воины-комсомольцы на БАМе», изданной в 1978 году. «Летопись» хорошо отражает этапы строительства магистрали, выполненные при участии железнодорожных и строительных войск. К сожалению, мы пока можем только догадываться о тех сторонах жизни подневольных строителей, о которых умолчал автор парадной брошюры.

Если Вам довелось принимать участие в строительстве магистрали, или быть очевидцем описанных ниже событий, мы с благодарностью примем и опубликуем на этих страницах Ваши воспоминания.

Апрель 1974 года. 17 съезд ВЛКСМ объявил строительство Байкало-Амурской Железнодорожной магистрали Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Создан Центральный штаб ЦК ВЛКСМ по шефству над БАМ во главе с секретарем ЦК ВЛКСМ Д.Н. Филипповым.

27 апреля 1974 г. На строительство БАМ выехал первый Всесоюзный ударный отряд имени 17 съезда ВЛКСМ. В отряде комсомольцы Москвы, Ленинграда, всех союзных республик. Командиром отряда утвержден делегат 17 съезда комсомола Герой соц. Труда Виктор Лакомов.

21 мая 1974 г. Прибыл первый воинский эшелон со строителями БАМ. Комитет ВЛКСМ прибывших воинов железнодорожников возглавлял лейтенант Виктор Баев.

13 июня 1974 г. Воины-железнодорожники уложили первые кубометры грунта в притрассовую автодорогу. Это сделали комсомольцы подразделения майора В.Д. Якушкина рядовые Алексей Кравцов, Василий Ковбаса и Георгий Евдокимов.

27 сентября 1974 года. В день 70-летия Николая Островского по инициативе младшего сержанта В. Леонова встали на корчагинскую вахту. Их девизом стали слова:
Комсомолец! Эстафету рожденных бурей, Закаленных, как сталь, Ты сегодня продолжи, Строя Байкало-Амурскую Магистраль.

25 октября 1974 года. Пленум ЦК ВЛКСМ рассмотрел вопрос и принял постановление «О мероприятиях по шефству комсомола над строительством «Байкало-амурской железнодорожной магистрали, мелиоративным и сельским строительством Нечерноземной зоны РСФСР».

5 января 1974 г. Копровая команда члена ВЛКСМ сержанта А. Викулова забила первую сваю под опоры временного совмещенного моста через реку Бурея.

24 января 1974 г. На комсомольском собрании член ВЛКСМ ефрейтор А. Сычев поддержал инициативу московских комсомольцев работать «За себя и за того парня». В состав возглавляемой им автоколонны включен Герой Советского Союза В. П. Мирошниченко.

1 февраля 1975 г. 15 воинов-железнодорожников приняли участие в первом слете строителей Центрального участка Байкало-амурской магистрали и Шимановского комплекса предприятий строительной индустрии в городе Благовещенске. Участники слета обратились ко всем строителям Байкало-Амурской магистрали с призывом ознаменовать завершающий год девятой пятилетки ударным трудом.

5 февраля 1975 г. В 8 часов 30 минут по местному времени на Восточном участке Байкало-Амурской магистрали возле станции Ургал, на 2712-м километре от Усть-Кута, был забит первый — «серебряный» костыль в рельсовое звено главного пути БАМ. Право забить костыль было предоставлено члену ВЛКСМ рядовому Леониду Смирнову. В этот день воины-путейцы под командованием старшего лейтенанта Валерия Скобелева уложили 125 метров рельсового пути.

11 февраля 1975 г. Бюро ЦК ВЛКСМ приняло постановление о награждении комсомольских организаций, где секретарями лейтенант В. Семочкин и сержант А. Кудряшов, переходящими красными знаменами «Героям пятилеток, ветераны труда — лучшему комсомольско-молодежному коллективу»

15 марта 1975 г. В комсомольских организациях Железнодорожных войск, принимающих участие в строительстве БАМ, начался обмен комсомольских документов. Первыми получили новые комсомольские билеты старший лейтенант П. Карпов, лейтенант А. Аржевикин, сержант Ш. Рахимкулов, ефрейтор Н. Краснобаев.

23 марта 1975 г. Состоялась встреча воинов-железнодорожников с первостроителями Комсомольска-на-Амуре. Тепло и радужно встретили солдаты бамовцы дорогих гостей: заслуженного строителя РСФСР М. Н. Орлова, доцента Комсомольского-на-Амуре педагогического института, кандидата исторических наук Е. В. Дороднова и старшего мастера завода имени Ленинского комсомола С. С. Сырнева.

15 апреля 1975 г. В поселке Тындинский состоялась торжественная встреча воинов-железнодорожников с участниками комсомольско-молодежной эстафеты вдоль границы ССР «Никто не забыт, ничто не забыто»

20 апреля 1975 г. В день коммунистического субботника в поселке Березовка началась укладка подъездного пути к строящейся полуавтоматической звеносборочной базе. Право забить «серебряный» костыль предоставлено члену ВЛКСМ отличнику боевой и политической подготовки ефрейтору Владимиру Липину. В первый день работы уложено 100 метров полотна.

22 апреля 1975 г. В день 105-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина завершено строительство временного совмещенного моста через реку Бурея длиной 622 метра и автодорожного моста через реку Гилюй. На строительстве отличились майор Л. Светлов, капитан Ю. Жуков, лейтенант А. Олейгик, сержант Н. Нестеров, ефрейтор А. Павлов, рядовые М. Гусманов, А. Чернышов, А. Кастусель.

8 мая 1975 г. В 14 часов 35 минут по местному времени началась укладка «серебряного» звена на станции Тында. Почетное право уложить звено завоевали капитан Э. М. Захаров, члены ВЛКСМ старший сержант П. С. Русаков, ефрейторы В. А. Осипенко, В. А. Шефер, рядовой В. А. Ерохин. Первый поезд прибыл в столицу БАМ — Тынду.

Май 1975 г. Решением Тындинского поселкового Совета депутатов трудящихся две улицы поселка названы именами Героя Советского Союза сержанта Виктора Мирошниченко и бесстрашного комиссара Железнодорожных войск Александра Галафеева.

Май 1975 г. Неподалеку от поселка Березовка воины-железнодорожники начали отсыпку полотна Байкало-Амурской Магистрали. Право отсыпать первые кубометры грунта получили механизаторы подразделения лейтенанта Л. Коновалова.

21 мая 1975 г. С большой трудовой победой — досрочным открытием рабочего движения поездов на линии БАМ — Тында строителей поздравил товарищ Л.И. Брежнев.

26-27 мая 1975 г. Семьдесят шесть воинов-железнодорожников — строителей БАМ — победителей соревнования в честь 30-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне сфотографированы у святыни советского народа — Знамени Победы.

20 июня 1975 г. Состоялся митинг строителей по случаю досрочного пуска первой очереди завода железобетонных конструкций в городе Шимановске.

24 июня 1975 года. Шимановский комплекс строительной индустрии выпустил первую продукцию. На первый символический бетонный куб занесены фамилии комсомольцев В. Пончатовского и В. Чернина.

28 июля 1975 года. На совещании комсомольского актива воинов-железнодорожников и строителей треста Бамстройпуть выступили Член Президиума Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС Герой Социалистического Труда Н. Злобин и секретарь ЦК ВЛКСМ Д. Филиппов.

Июль 1975 г. Начальник штаба ЦК ВЛКСМ на Восточном участке БАМ Е. Логунов в торжественной обстановке вручил комсомольской организации, где секретарем лейтенант В. Фокин, переходящее Красное знамя «Герои пятилеток, ветераны труда — лучшему комсомольско-молодежному коллективу».

1 августа 1975 г. На станции Березовка закончено строительство полуавтоматической сборочной базы. Отсыпано более 30 тысяч кубометров грунта, завезено 8 тысяч кубометров балласта. Строительство звеносборочной базы вели подразделения старших лейтенантов В. Терехина и В. Карабанова.

Июль-август 1975 г. На восточном участке БАМ в поселках и на будущих железнодорожных станциях построено десять школ на 1080 мест.

12 августа 1975 г. Секретариат ЦК ВЛКСМ принял постановление о награждении комсомольских организаций подразделений, где секретарями сержанты Ю. Черный и И. Россущан, переходящими Красными знаменами «Герои пятилеток, ветераны труда — лучшему комсомольско-молодежному коллективу».

20 августа 1975 г. Опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями СССР наиболее отличившихся участников строительства железнодорожной линии БАМ-Тында. Среди награжденных орденом Трудового Красного Знамени подполковник Н.И. Кубышкин, орденом знак почета — старший лейтенант Н.Е. Смицкий, прапорщик В. В. Яковлев, медалью «За трудовое отличие» — младший сержант В. Н. Путинцев и ефрейтор П. И. Сысолятин.

1 сентября 1975 г. В школах на БАМ начался первый учебный год. 936 детей строителей Восточного участка сели за парты.

22 сентября 1975 г. Высоких трудовых показателей на предсъездовской вахте добились воинские коллективы, возглавляемые офицерами Алямовым, Журским, Романьковым. Они рапортовали о досрочном выполнении плана завершающего года пятилетки.

1975 г. Перед воинами-железнодорожниками — строителями БАМ с шефскими лекциями и концертами выступили советские ученые, артисты эстрады и кино, композиторы, поэты и писатели, участники агитпоезда «Комсомольская правда». Среди них Н. Крючков, Г. Пономаренко, И. Кобзон, Т. Миансарова, балетная труппа Большого театра и многие другие.

13 октября 1975 г. На северо-восточной окраине Комсомольска-на-Амуре начато строительство завода по ремонту строительной техники для Байкало-Амурской магистрали.

7 ноября 1975 г. Строители Байкало-Амурской магистрали в городе Чегдомын, поселках Ургал и Алонка впервые увидели на экранах телевизоров передачи из Москвы и Хабаровска. В канун праздника сдана в эксплуатацию телевизионная станция «Орбита».

14 ноября 1975 г. Первая колонна автомашин прибыла на будущую станцию Воспорухан по вновь построенной притрассовой автомобильной дороге.

Октябрь 1975 г. — февраль 1976 г. В три раза быстрее предусмотренного проектом срока произведена расчистка от льда 1800-метрового Дуссе-Алиньского тоннеля. Более 32 тысяч кубометров льда расчистили воины-железнодорожники.

Январь 1976 г. Тепло и радушно встретили воины-железнодорожники — строители БАМ летчика-космонавта СССР Героя Советского Союза О. Макарова. Вместе с первым секретарем Хабаровского крайкома ВЛКСМ В. Курловичем он побывал на одном из участков, где шла укладка железнодорожного пути.

Декабрь 1975 г. — февраль 1976 г. В комсомольских организациях подразделений Железнодорожных войск, принимающих участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали, обсужден вопрос «О состоянии и мерах улучшения коммунистического и воинского воспитания молодежи, задачах комсомольских организаций по выполнению постановления ЦК КПСС, Совета Министров ССР «О строительстве Байкало-Амурской магистрали» и обеспечению примерности комсомольцев в службе и дисциплине». Февраль 1976 г. 358 молодых воинов-железнодорожников — строителей Байкало-Амурской железнодорожной магистрали добились права подписать Рапорт Ленинского комсомола 25 съезду КПСС. Среди тех, кто подписал Рапорт съезду партии, комсомольцы В. Барынин, Н. Карпушин, В. Залинкявичус и другие.

Март-апрель 1976 г. Состоялись комсомольские собрания подразделений Железнодорожных войск, занятых на сооружении БАМ, на которых обсуждены итоги 15 съезда КПСС и задачи дальнейшего улучшения коммунистического воспитания молодежи.

18 марта 1976 г. Бюро ЦК ВЛКСМ приняло постановление о присуждении премии Ленинского комсомола в области производства. Среди удостоенных высокой награды комсомола лейтенант Александр Кузнецов, участвующий в сооружении Байкало-Амурской магистрали.

12 августа 1976 г. В городе Тында состоялся слет победителей социалистического соревнования воинов-механизаторов и лучших специалистов по профессии Железнодорожных войск.
В работе слета принял участие делегат 15 съезда КПСС, член Военного совета — начальник политического управления Железнодорожных войск генерал-лейтенант Я. М. Майоров, начальник штаба ЦК ВЛКСМ на строительстве БАМ В. Сущевич, секретарь Амурского обкома ВЛКСМ Н. Носовцев.

30 сентября 1976 г. Открыто рабочее движение поездов на участке Ургал — Солони.

7 октября 1976 г. На два месяца раньше срока уложен железнодорожный путь на участке Березовка — Амгунь протяженностью 50.3 км. На строительстве отличились комсомольцы машинист путеукладчика ефрейтор Шаптала, рядовые Шафранюк, Федоров, Муравьев, Колышев, Фаркушин.

8 октября 1976 г. Опубликован Указ президиума Верховного Совета ССР «Об учреждении медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали».

9 октября 1976 г. Завершился первый фестиваль самодеятельных авторов и исполнителей песен о Байкало-Амурской магистрали. Лауреатами фестиваля стали воины- комсомольцы младшие сержанты В. Воронцов, В. Медведев, ефрейтор О. Финагин, рядовые Ю. Калинин и А. Еремеев.

22 февраля 1977 г. За выдающиеся успехи в социалистическом соревновании, самоотверженный труд, мужество, проявленное на строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и объектах транспортного строительства, активное научно-техническое творчество постановлением Бюро ЦК ВЛКСМ присуждены премии Ленинского комсомола лейтенантам В. Веденееву и Е. Зуеву.

Февраль 1977 г. Открыто движение по автомобильной дороге будущего разъезда Ледяной. На ее строительстве отличились ефрейтор В. Ошецкий, рядовые А. Савостин, В. Усов, рабочие Советской Армии В. Азарев и Г. Миньков.

26 февраля 1977 г. В Хабаровске состоялся слет победителей социалистического соревнования воинов Железнодорожных войск — строителей восточного участка Байкало-Амурской магистрали. Слет открыл член Военного совета — начальник политического управления железнодорожных войск генерал-лейтенант Я. М. Майоров. С докладом «60-летию Великого Октября — достойную встречу» выступил начальник Железнодорожных войск генерал-полковник технических войск А. М. Крюков. С приветственным письмом к слету обратились член Политбюро ЦК КПСС, Министр обороны ССР Маршал Советского Союза Д. Ф. Устинов и начальник Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота генерал армии А. А. Епишев, министр транспортного строительства СССР товарищ И. Д. Соснов. На слете выступили член ЦК КПСС, первый секретарь Хабаровского крайкома КПСС А. Черный, летчик-космонавт СССР Герой Советского Союза полковник В. Лазарев. Участники слета приняли приветственное письмо ЦК КПСС, Президиуму Верховного Совета СССР и Совету Министров СССР , лично товарищу Л. И. Брежневу. В заключение слета состоялось награждение победителей соревнования. Заведующий отделом спортивной и оборонно-массовой работы ЦК ВЛКСМ Г. Фекличев вручил лучшей комсомольской организации Железнодорожных войск переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ. Большой группе победителей соревнования были вручены знаки и Почетные грамоты ЦК ВЛКСМ.

22 апреля 1977 г. В день 107-й годовщины со дня рождения В. И. Ленина уложено «серебряное» звено на станции Маревая. Наиболее отличились при строительстве магистрали члены ВЛКСМ сержанты Н. Хозяинов, А. Сушков, ефрейтор В. Пузырин, рядовые В. Солодухин, С. Слюсарчук, Б. Першиков, С. Батин и другие.
* * *
29 сентября 1984 года состоялась укладка последнего, знаменитого «Золотого звена» Байкало-Амурской магистрали, и первые поезда пошли по новой железной дороге от Усть-Кута до Комсомольска-на-Амуре.
Строительство такого масштаба было посильно только такой стране как СССР, способной концентрировать усилия миллионов людей на решение поставленных жизнью задач.
Прошло с того времени более 20 лет. Не все планы сбылись. Нет СССР, регионы по линии БАМ испытали за эти десятилетия тяжелые утраты. Много раз и недруги хоронили или уныло махали руками по поводу не так и не туда потраченных средств. не замечая, что во много раз больше растаскиваются народные богатсва и сливаются в банки других государств.
Но БАМ существует. И так хочется верится, что все тяготы и лишения. что пережили иолодые люди,комсомольцы. их наставники и прорабы, изыскатели, проектировщики, постащики, железнодорожники, и их семьи,прижившиеся или выживающие в этих краях, еще услышат слова признательности и благодарности потомков, которые придут им на смену. Дорога работает. И будет продолжать работать и развиваться, подтверждая правоту тех, кто задумывал и проектировал, строил и обживал с верой в необходимость этого пути для России.

Разместил Виталий Арсентьев
Ссылка:http://bam.railways.ru/history_komsomol.html
См. также http://bam.railways.ru и материалы СМИ
http://bam.railways.ru/history_komsomol.html