Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

Свободное время

Помнится, с каким воодушевлением был воспринят в нашем
обществе переход на шестичасовый самый короткий в мире рабочий
день и сокращенную рабочую неделю. Трудовой народ
получил дополнительно в течение года 52 выходных дня. Безусловно,
это было огромное социальное достижение. Наша страна
первой в мире добилась самой короткой рабочей недели. Казалось,
приближается пророчество классика марксизма о том, что
при коммунизме «мерилом богатства будет уже не рабочее, а свободное
время».

Перед обществом встала проблема, создать каждому возможности
для разумного и наиболее эффективного использования
высвободившегося времени. Справедливости ради следует сказать,
переход на пятидневку застал многие государственные, общественные
органы, в том числе и комсомол, врасплох. Верные
своим историческим традициям, мы и в этот раз оказались не готовыми
к решению новой социальной задачи, как в свое время
не были готовы к войне с фашистами, или к очередной зиме,
то ли к нагрянувшей засухе.

Перед комсомолом обозначилась новая проблема: как и чем
заполнить возникший вакуум свободного времени. Повышение
культуры молодого человека комсомол неразрывно связывал
с разумным использованием свободного времени, его досуга.
Новые заботы настойчиво стучались в комсомольскую дверь.
Мы, к сожалению, не располагали научно обоснованными методическими
рекомендациями, ни опытом и подготовленным
активом.

Как и другие государственные и общественные институты,
наши комитеты были в поисках направлений и форм полезной
организации досуга юношества. Вспомнили советы на этот
счет прогрессивных мыслителей прошлого. Робэрт Оуэн в своем
«Счастливом Граде», к примеру, предписывал услаждать
уши граждан музыкой. Кампанелла звал каждого завершившего
труд на подмостки театра. Как утопичны были подобные советы
в применении к той нашей действительности. Обращались
к буржуазному опыту и созданной там «индустрии развлечений
». Известный социолог Макс Каплан в своей книге «Досуг
в Америке» писал:

1. Государству нужны денежные доходы от досуга.

2. Нужны физически развитые люди для армии.

3. Досуг должен использоваться для воспитания граждан
в духе приверженности к капиталистическому строю. Такой
махрово-прагматический подход нам тоже не подходил.

Тогда партия продекларировала: «досуг людей должен все
больше посвящаться общественной деятельности, культурному
общению, умственному и физическому развитию, научно-техническому
и художественному творчеству»…

Перед молодежью открылись дополнительные возможности
по приобщению к культуре и образованию, к занятиям спортом.
Но, чтобы обеспечить каждому подобные возможности, нужна
была соответствующая материально-технической база для досуга.
А у нас в Казахстане в то время еще каждый пятый населенный
пункт не имел даже клуба, библиотеки и других очагов культуры,
недоставало вечерних школ. Образовалась диспропорция
между запросами молодежи и материальными возможностями
в повышении ее культурного и образовательного уровня, физического
совершенствования. А ведь проблема свободного времени,
это проблема бурно возрастающих духовных потребностей
и их удовлетворения.

Возникшие противоречия надо было разрешать и разрешать
безотлагательно. Комитеты комсомола ясно представляли, что
надо включаться в создание материальной базы, строительство
новых культурных учреждений. Так родилась идея о комсомольском
шефстве над культурным строительством. Наши предложения
с готовностью поддержали во властных органах. В начале
1969 года правительство республики приняло постановление
«Об упорядочении строительства на селе». Мы объявили поход
комсомола под девизом: «Каждому населенному пункту — клуб,
каждому клубу — коллектив художественной самодеятельности,
каждой комсомольской организации — спортивный комплекс
». Ведь клуб, особенно на селе, был центром всей культурно-
воспитательной работы. Повсеместно молодежь по-доброму
поддерживали хозяйственники, взрослые люди. За год шефства
было построено 539 клубов и домов культуры, 226 стадионов,
3064 простейших спортплощадок. Большую помощь оказали нам
и студенческие строительные отряды. Таким же путем в следующем
году было построено около 400 сельских школ, но недостаток
в них продолжал остро ощущаться во многих районах.

Не менее остро стоял вопрос о содержании работы культурных
и спортивных центров, особенно на селе. Нередко бывало
так: клуб построили, но в нем скучно, и спортплощадки есть,
но пустуют. Все дело тут в умелых организаторах. В силу относительной
неразвитости у части молодежи вкусов, культурных
запросов наблюдалось пьянство, хулиганские проявления или
бездумное времяпрепровождение. Замеры, проведенные нашей
Социологической группой, установили, что каждый 5-й молодой
человек не участвует в общественной работе, 8-10-й не читает
книг и газет, не слушает радио и музыку. Мы стали ориентировать
комсомольские организации на укрепление культурных
центров профессиональными кульпросветработниками, на содержание
работы клубов. Одаренная молодежь рекомендовалась
на учебу в профильные институты и техникумы. Уже в 1969 году
по комсомольским путевкам на постоянную работу в сельские
клубы и библиотеки направлено было свыше 1,5 тысяч молодых
специалистов-культорганизаторов.

Мы видели свою задачу в том, чтобы помочь молодому человеку
правильно, с пользой для себя и общества заполнить его свободное
время. Не легко видимо в одночасье поставить дело так,
чтобы каждый смог «успеть» и просмотреть газету, поучаствовать
в общественных делах, и позаниматься спортом, и поиграть
с детьми, и сходить в кино и театр, и встретиться с друзьями,
и познакомиться с новой книгой. Да мало ли и других полезных
увлечений может быть у человека.

Комсомол республики взял курс на развитие самоуправления
и широкое вовлечение юношества в различные виды общественной
деятельности и не только в комсомоле. Многие принимали
участие в работе партийных, профсоюзных организаций, в народном
контроле и других общественных формациях. Здесь каждый
мог приобщиться к общественно значимым делам, к работе
творческой, связанной с самовыражением личности.

В те годы около 200 тысяч, или почти каждый пятый комсомолец
в республике участвовал в деятельности выборных комсомольских
органов. В первичных организациях каждому определяли
поручение по душе. Так, в отрядах «КП» были заняты около
140 тысяч, 11 тысяч работали народными контролерами, 30 тысяч
входили в состав профсоюзных комитетов. По рекомендации
комсомола около 10 тысяч молодых людей были избраны депутатами
местных Советов. 16 молодых казахстанцев стали депутатами
Верховного Совета СССР, 32 человека депутатами Верховного
Совета республики. Через своих представителей в общественных
органах, в Советах депутатов трудящихся комитеты комсомола
Алма-Атинской, Актюбинской, Гурьевской, Карагандинской,
Восточно-Казахстанской и других областей активно вносили
предложения, затрагивающие интересы молодежи и добивались
их успешного решения.

Работающая молодежь получила достаточно свободного времени
и дружно потянулась к учебе в вечерних школах, заочных
вузах и техникумах. У многих стало больше возможностей
и в повышении своей деловой и профессиональной квалификации.
Комсомол республики поставил тогда амбициозную, несколько
утопическую задачу, молодежь до 30-летнего возраста
должна получить среднее образование. На этой непростой задаче
мы сфокусировали внимание всех комсомольских организаций
предприятий и хозяйств. Они стали заботиться, чтобы учащимся
вечерних и заочных форм обучения создавались условия на производстве,
предоставлялись оплачиваемые отпуска для сдачи экзаменов.
Сообща с министерством просвещения, профсоюзными
органами мы настойчиво добивались увеличения количества вечерних
школ рабочей молодежи, вечерних и заочных отделений
техникумов и вузов при предприятиях, в городах и поселках. Совместными
усилиями нам удалось тогда многого достичь.

Появилась практика составления комсомольскими организациями
предприятий и колхозов перспективных планов повышения
общеобразовательного и культурно-технического уровня
молодежи. Володя Ненадов, Никара Абаева, Эдуард Абрамов
и руководимые ими отделы буквально теребили обкомы, горкомы
и райкомы, дирижировали их усилия, обобщали и проталкивали
лучшие достижения. Поддержан, к примеру, был опыт
системной организации учебы комсомольской организации Яйсанского
совхоза Мартукского района, Актюбинской области.
Комсомол совхоза, опираясь на поддержку дирекции, совместно
с общественными организациями смог вовлечь в учебу всю молодежь.
За три года вечернюю школу здесь окончили 150 молодых
сельчан. Опыт яйсанцев и других мы активно продвигали
в другие территории.

За непродолжительное время нам удалось заметно увеличить
численность вечерних и заочных очагов учебы. Конечно, одному
комсомолу без объединения усилий всех заинтересованных
министерств и ведомств добиться этого было бы не возможно.
И уже в 1969 году в вечерних школах республики училось 127 тысяч
человек, в том числе, сельских — 50 тысяч. Заочно в вузах
и техникумах стало обучаться 53 тыс человек. Всеми видами общеобразовательной
учебы без отрыва от производства было охвачено
в полтора раза больше, чем до перехода на пятидневку.
Такого количества молодых людей, совмещающих работу с учебой,
наша республика еще не знала. Это была наша очередная существенная
победа.

Комитеты более внимательно стали вникать в само содержание
досуга молодежи в клубах, различных кружках и спортивных
секциях. На бюро ЦК и совместно с министерством культуры
не однажды обсуждали, как и чем заполнить вакуум свободного
времени. Наши комитеты делали все, чтобы исключить бездумное
времяпрепровождение и добиваться культурного роста молодых.
Объявили шефство комсомола над строительством новых и содержательной
работой действующих клубов и домов культуры.
В культпросветучреждениях, как тогда было принято говорить,
в народных университетах, экономических школах, семинарах
тысячи молодых людей вовлекались в художественное творчество,
в занятия различных секций, спортивные занятия. Мы полагали,
что только через разумную организацию досуга, полезные
занятия можно утверждать нравственность и здоровую мораль,
исключить пьянство, хулиганство и воровство.

Мы видели, что влиять особенно на рабочую молодежь в свободное
время по-настоящему наши комитеты не научились. В молодежных
общежитиях, как уже отмечалось, тогда проживало
более 50 тысяч человек. Надо было наладить среди них культурный
досуг, занятие спортом и организовать различные кружки
по интересам. По нашей рекомендации здесь стали создаваться
неуставные комсомольские организации и группы, различные
формы самоуправления, активизировались советы общежитий.
Таким образом, усиливалась воспитательная работа среди жильцов,
содержательнее строилась культурная и спортивная работа.

Комсомол республики постоянно искал пути заполнения
свободного времени добрыми делами. Как следствие, совершенствовалась
структура, режим работы от первичной организации
до обкомов. В структуре комитетов появлялись новые сектора,
изменились часы работы применительно к свободному времени
молодежи. Под нашим влиянием перестраивали режим и содержание
работы многие учреждения культуры и спорта, общественные
институты.

Все выше сказанное, думаю убеждает, союз молодежи не был
как порою заявляют некоторые критики, организацией застойной
и навсегда застывшей. Отнюдь. Ему всегда были присущи
чувство нового, постоянный поиск и находки современных решений
по совершенствованию воспитательного процесса. Внутренняя
жизнь его развивалась, обогащалась вместе с ростом
и развитием нашей молодежи. Комсомол чутко улавливал веяния
времени, происходящие в молодежной среде изменения и растущие
потребности. И тут же оперативно перестраивал свое влияние,
совершенствовал или приводил в соответствие свои методы
и подходы. Возникает естественный вопрос, а кто сейчас изучает
и организует молодежь? Кто ныне выявляет интересы и отстаивает
права молодого поколения, воспитывает у него любовь
к культуре, истории своей Родине? Как говорится, вопрос риторический,
и, безусловно, требует от общества незамедлительного
разрешения.

В тоже время во всей многообразной работе комсомола, нечего
греха таить, порой немало было трескотни и шумихи, словесной
риторики. Шумим братцы, шумим, порой подсмеивались
сами над собой. В моде части вожаков были бравурная риторика,
словесные феерверки, стремление выдать желаемое за действительность.
Порою проявлялся бьющий через край «энтузиазизм»,
который не подкреплялся повседневной работой и также быстро
затухал как и возникал.

Вторая половина шестидесятых годов, теперь уже прошлого
столетия, была, как известно, насыщена многочисленными
юбилейными датами: 50-летия Октябрьской революции
и ВЛКСМ, 100-летие со дня рождения Ленина, 50-летие
ленинской речи на III съезде комсомола, 50-летие комсомола
Казахстана и других. Заметно усилилось внимание партийных
и советских органов к комсомолу. На встречу каждой из этих
дат принимались развернутые решения. В документах разрабатывались
новые теоретические положения о проблемах
строительства социализма, в том числе и совершенствования
молодежного движения.

На каждое постановление партии ЦК комсомола немедленно
принимал свои постановления, обязывающие комсомольские организации
активно включиться в реализацию партийных директив.
Кроме обязательного одобрения «курса партии», в них изла

гались практические меры и конкретные действия «по достойной
встрече юбилея». Продолжая лучшие традиции комсомольских
поколений, молодежь, в том числе и нашей республики, проявляла
много инициатив, живо откликалась на призывы «ударно
трудиться и отлично учиться». В молодежных коллективах,
у отдельных комсомольцев каких только инициатив и трудовых
починов не рождалось. Наиболее интересные тут же подхватывались
штабом комсомола, рекомендовались всем и распространялись
в масштабах всей страны.

Среди объявленных всесоюзных ударных акций были, к примеру:
Всесоюзные «Юбилейные трудовые вахты», эстафеты трудовых
дел «Юбилею революции — подарки молодых», Всесоюзный
смотр «Пятилетке мастерство и поиск молодых!», Всесоюзный
рейд по борьбе с потерями, Всесоюзное движение «За досрочное
выполнение заданий VIII пятилетки», Всесоюзный «Ленинский
зачет» и т. д. и т. п.

Новые лозунги и объявленные звонкие почины, не всегда, к сожалению,
подкреплялись продуманной методикой и конкретными
мерами по их реализации. Рекомендации верхов были, разумеется,
обязательными для каждой комсомольской организации.
Местные комитеты по вертикали дублировали эти постановления.
В них нередко кроме всесоюзных объявлялись и местные
почины и начинания рабочих коллективов, отдельных молодых
новаторов. При этом не было грамотных расчетов, экономического
обоснования и толковых методических рекомендаций как
реализовать каждый их этих починов. И как результат, обилие
различных акций, да еще не подкрепленных конкретной работой,
порождало кампанейщину и формализм.

«Энтузиазное возбуждение» проявилось с приходом в 1968 г.
нового руководства комсомола страны. Количество новых починов,
движений и смотров все нарастало и увеличивалось. Начался
парад инициатив и фейерверков. Так, в 1968 году было объявлено
7 починов, в 1969 — 11, в 1970 — 12, а в 1971 — уже 18. А если
учесть, что многие инициативы были рассчитаны на значительную
перспективу, плюс еще местные почины, то количество их
нарастало как снежный ком. И обрушивался этот вал рекомендованных
починов на голову комсомольского секретаря, который
не успевал порою вникнуть в суть одного, как поступала рекомендация
о внедрении второго, третьего и т. д.

А ведь для реализации каждой всесоюзной акции надо было
продумать конкретные меры, разъяснить активу всю сложность
и глубину замысла, организовать и поднять молодежь на их выполнение.
Времени естественно нехватало, а отчеты «о достигнутых
успехах» надо было представлять вовремя. Таким образом,
порождался формализм и заорганизованность. В итоге — хотели
как лучше, а получилось как всегда. Шумим, братцы, шумим!

В 1971 году был объявлен Всесоюзный Ленинский зачет «Решения
ХХIV съезда КПСС — в жизнь!» В основу его была положена
важная задача повышение трудовой активности каждого
молодого производственника и воспитание нового отношения
к труду. Замечательная была акция. И молодежь восприняла ее
с энтузиазмом, а в нашей республике это уж точно! Но при этом
каждый молодой участник должен был составить «Личный комплексный
план» под девизом «Учиться коммунизму!». И пошла
писать губерния! Развели в комсомольских организациях «бумажную
бухгалтерию», завалили секретаря ворохом «Личных
планов» сотен, тысяч комсомольцев. Нередко планы эти составлялись
под копирку, изменяя только ФИО. У части молодежи это
вызывало раздражение и скептицизм. В итоге благое дело оборачивалось
порой очередной шумихой.

К счастью, приведенные примеры не носили массового характера,
были досадным исключением в жизни комсомола. Тем
не менее, они показывают, что не продуманный глубоко подход,
погоня за массовым охватом давали обратный результат, и порою
не приумножали авторитет союза молодежи.