Поделиться

Главное меню

Нас считают

Яндекс.Метрика

Прекрасная часть комсомола

Сейчас стало как-то не модно вспоминать некоторые факты
из истории и, в частности, заботы советской власти о расцвете
национальных культур, об образовании и вовлечении в общественную
жизнь женщин коренных национальностей. Некоторые
видные деятели из новых демократов с пафосом повествуют
ныне о русификации и притеснениях казахов «русскими колонизаторами
». Казахам мол «за многовековую зависимость с трудом
удалось сохранить свою идентичность» и прочее…Что можно
ответить на подобные тенденциозные заявления «объективным»
критикам. Приведу только один из множества ныне малоизвестных
фактов. В 1944 году Совнарком Казахской ССР постановил:
«В целях подготовки квалифицированных педагогических
кадров из казахской женской молодежи организовать в городе
Алма-Ате с 1 сентября 1944 года Казахский женский педагогический
институт с факультетами: физико-математический, исторический,
языка и литературы и Казахское женское педагогическое
училище в составе школьного и дошкольного отделений».

В четвертом пункте постановления, кстати, указывалось: «Содержание
студенток института и педучилища и подготовительных
отделений (питание, обмундирование, учебные и другие
расходы) полностью принять за счет государства». Внимание(!) —
постановление было принято в то время, когда наш народ из последних
сил стремился устоять и одолеть фашистское нашествие.
В эту грозную годину страна думала о завтрашнем дне, о подготовке
национальных кадров интеллигенции. Институт подготовил
тысячи специалистов-женщин, многие из которых ныне являются
представителями новой власти, занимают ответственные
посты, заведуют кафедрами, руководят учебными заведениями.
Это только один из многих фактов того, как русские «поработители
» стремились «стереть национальную идентичность и русифицировать
казахский народ».

Признаюсь, все годы работы в Казахстане я с постоянным интересом
наблюдал за положением и ролью казахской женщины
в обществе того времени. Абсолютно разделяю общеизвестную
мысль, что по положению женщины в обществе судят о культуре
самого народа. В женщине, я полагал, как в зеркале отражается
культура и обычаи, наконец, менталитет нации. Поэтому,
встречаясь в разных ситуациях то ли в рабочих коллективах, или
в чабанских юртах, в гостях у казахских друзей, я внимательно
присматривался к казашкам. И каждый раз открывал в них новые
самобытные грани характера доброжелательность, трогательную
скромность и прелестную женственность. Пришел к убеждению,
что женщина у казахов занимала достойное положение, всегда
пользовалась особым уважением. А женщина-мать это не просто
женщина, родившая и воспитавшая своих детей, а некий символ
мира, спокойствия и гармонии. В семьях моих друзей женщина
была не только хранительницей очага и воспитательницей детей,
но и соратницей и советницей своего мужа.

Не однажды слышал от казахов мудрое изречение: «Хорошая
женщина даже плохого мужчину сделает ханом». В казахских
женщинах в большей степени, мне казалось, заложена ответственность
за семью и детей. Из официальной статистики я знал,
что разводы у казахов случаются значительно реже, чем в семьях
русских или других национальностей. По работе, а среди секретарей
горрайкомов, к примеру, женщины составляли более трети,
в аппарате ЦК — четвертую часть, я наблюдал, что казашки
ни в чем не уступают мужчинам. Они трудолюбивы и очень даже
ответственны, в тоже время скромны, но с чувством собственного
достоинства. Казашка, как мне казалось, никогда не позволит
перечить мужчине, тем более мужу да еще в присутствии посторонних,
но и не уступит в своей правоте. В них удивительно совмещалась
восточная покорность и европейская независимость.

Большое мужество и веру в себя пришлось проявить первым
поколениям казахских девушек, чтобы вырваться из полурабского
положения в обществе и семье, и занять в нем достойное
место. Выдающаяся роль принадлежит девушкам и в становлении
и развитии комсомола республики. Комсомолки в 1970 году
составляли почти половину республиканской организации. Девушки
стали овладевать многими рабочими профессиями, которые
раньше им были недоступны. Возрастал удельный вес их

во всех профессиях квалифицированного труда. Все больше женщин
становились трактористами, станочниками, операторами
на фермах, техниками, технологами, инженерами, конструкторами
и т. д. Казахские женщины вносили большой вклад в экономику,
в культуру и духовность своего народа.

Комсомол республики настойчиво продолжал линию на выдвижение
девушек, активно вовлекал в общественную жизнь
девушек-казашек. При многих райкомах действовали Советы
по работе среди девушек. Все большую популярность получали
новые традиции как: комсомольские свадьбы, октябрины вместо
крестин, праздники песни и дни музыки, дни чабана. По примеру
молодежи села Шаульдер Чимкентской области, широкое
развитие получили «Клубы девушек» с их интересными вечерами,
с играми и танцами, лекциями и беседами. Все новое, светлое
властно входило во все сферы жизни и становилось важным фактором
воспитания молодежи.

Казахстан с подъемом Целины стал мощной сельскохозяйственной
зоной, одной из главных житниц страны. На селе трудилось
более 300 тысяч комсомольцев, в том числе 75 тысяч трактористов,
свыше 40 тысяч животноводов. И все же механизаторов
постоянно недоставало. Помнится, к 1968 году на селе сложилась
острая потребность в высоко квалифицированных механизаторах.
А откуда их было взять, с неба ведь не упадут. Прозвучал
призыв к молодежи страны овладевать техникой, что соответствовало
научно-техническому прогрессу в сельском хозяйстве.
Правда, обучение молодежи механизаторским профессиям для
нас не стало новинкой. Подготовка механизаторов всегда была
одной из важных задач комсомола республики. На протяжении
многих лет проводилась она под лозунгом: «На селе живешь —
знай технику!».

Теперь же встал вопрос о развертывании массового движения
за механизаторский всеобуч и активное вовлечение в него
девушек. Володя Ненадов — секретарь по селу мобилизовал
свой отдел, озадачил всех нас вопросом, что делать? Мы ездили
по совхозам, вникали в эту проблему, искали ответ, что делать,
как развернуть массовый поход и особенно среди девушек?
Как-то на аппаратном совещании Володя сообщил, что девчата
совхозов «Новый путь» Осакаровского района Карагандинской
области и имени Калинина Сарысуского района Джамбулской
области на специальных курсах овладевают профессией сельского
механизатора.

Мы усмотрели в этом один из реальных путей подготовки кадров
трактористов и решили поддержать начинание девушек.
Вскоре девчата обратились с призывом к своим подругам всей
республики стать механизаторами. Так, в 1968 году возникло республиканское
движение за овладение девушками профессией
механизаторов под девизом: «Девушки на трактор!». У нас в этом
плане было на кого равняться и брать с кого пример.

По всей республике гремели тогда имена трактористок Сагат
Сакеновой и Галии Исабековой из Джамбулской, Ирины Айзель
из Кокчетавской, Алтыншаш Кунтуаровой и Кульсары Куандыковой
из Кзыл-Ординской областей. Мы гордились этими замечательными
скромными труженицами. Особое место среди них
по праву занимала Кульсара Куандыкова — призер республиканского
и всесоюзного конкурсов молодых трактористов-пахарей.
За ударный труд она была награждена орденом Трудового
Красного Знамени.

Мы подхватили и стали распространять ее опыт на всю республику,
о ней писали газеты. Кульсара охотно делилась своим
мастерством на различных встречах и семинарах, проводила, как
сейчас говорят, мастер-классы. По примеру этих замечательных
девчат в республике развернулись занятия на курсах трактористов,
комбайнеров, водителей. В течение зимы комсомольские
комитеты областей и районов занимались организацией механизаторского
всеобуча. За это время из числа девушек и женщин
на курсах механизаторов, в профтехучилищах было подготовлено
около 10 тысяч механизаторов.

Не понаслышке представлял себе всю сложность и опасность
работы девушек, особенно женщин, на тракторах и комбайнах.
Порою возникали сомнения, а правильно ли тащить девушек будущих
матерей на трактор, обрекать их на тяжкий физический
труд? Посещали ехидные мысли, а хотел бы сам видеть свою
жену, к примеру, комбайнером? И стыдливо отгонял неудобные
рассуждения. Однако, государственные задания надо было выполнять.
В начале 1969 года состоялся первый республиканский слет
женщин-механизаторов. Мы доложили слету, что более 60 тысяч
комсомольцев обучились сельским механизаторским профессиям.
И значительная часть из них — девушки. Результаты не плохие,
но этого было явно мало. Кроме того, допускалось много недостатков,
особенно по созданию девушкам нормальных условий
для труда, учебы и отдыха. Мы убедились, что эту крайне важную
экономическую и социальную проблему на одном энтузиазме
не решить. Нужны совместные системные действия заинтересованных
государственных структур и хозяйств.

На очередном Пленуме ЦК комсомола в начале января 1970 г.
мы обсудили необходимые меры по обучению молодежи сельским
механизаторским профессиям. Пригласили руководителей
министерств и ведомств республики, директоров совхозов и профтехучилищ.
Некоторые из них выступили и поделились своими
планами подготовки механизаторов. С интересной, зажигательной
речью выступила Кульсара Куандыкова, призвав подруг
сесть на трактор.

Вскоре газета «Ленинская смена» сообщила, что 27 девушек
совхоза имени Кирова Гурьевской области, получив профессию
механизатора на курсах, создали у себя женскую комсомольско-
молодежную тракторную бригаду. Своим трудом девчата уже
успели завоевать уважение сельчан. Поход «Девушки на трактор!
» становился массовым и набирал все больший размах.

Все мы секретари ЦК, и в первую очередь Володя Ненадов,
стучались в двери ведомств, встречались со специалистами минсельхоза,
минтруда, минздрава и добивались пересмотра норм
выработки, расценок и других вопросов организации труда женщин-
механизаторов. Активно поддержал нас тогда Казсовпроф
и мы сообща разработали «Положение об охране труда и создании
необходимых условий для женщин-механизаторов». И дело
пошло веселее. Десятки тысяч девушек, овладевали техникой,
становились механизаторами.

По распоряжению минсельхоза и Комитета профтехобразования
в хозяйствах, профтехучилищах открывались курсы подготовки,
комплектовались женские тракторные бригады. Застрельщиками
всех этих дел повсеместно выступали комсомольские
организации и райкомы. Дефицит в механизаторах успешно
разрешался. Женщины, как всегда, в трудную для страны годину
с готовностью подставляли свои хрупкие плечи и наравне с мужчинами
несли бремя нелегкого крестьянского труда. Так было
в годы Отечественной войны, так было на Целине, так продолжалось
и в годы восьмой пятилетки.